Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Подводники

——— • ———

Шторм

Сегодня у нас будет гонка, — сказал начальник дивизиона собравшимся командирам подводных лодок. — На траверзе Грохара включите все бензиномоторы и полным ходом, по способности, идите в Ревель. Снимаемся в десять часов утра.

Через час «Аллигатор» под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Магнуса тихо отвалил от пристани и вышел на гельсингфорсский рейд. Остальные подводные лодки по очереди отдавали швартовы и становились ему в кильватер.

На рейде было тихо, но, пройдя Густав-Сверт, дивизион встретил сильный ветер и крутую волну от веста.

Поравнявшись с маяком Грохар, включили все бензиномоторы, и гонка началась.

Погода явно ей не благоприятствовала. Серые тучи заволокли горизонт и низко нависли над бушующим морем. Высокие, с седыми гребнями волны шли бесконечной чередой, яростно разбиваясь о прибрежные скалы. Ветер срывал верхушки волн и, неся их перед собой, осыпал лодки серебряной пылью.

«Дракон», «Кайман» и «Крокодил» соединили бензиномоторы ещё на рейде и, пока «Аллигатор» включал их у Грохара, ушли далеко вперёд и скоро скрылись за волнами. «Аллигатор» остался один-одинешенек.

Ветер крепчал. Громадные волны опрокидывались на подводную лодку, бешено проносились по палубе и лезли на мостик, сбивая с ног людей; через полуприкрытый люк вливались целые потоки. Все лишние спустились вниз. Наверху остались начальник дивизиона, командир, рулевой и два сигнальщика, одетые в дождевые куртки с капюшонами, такие же брюки навыпуск и высокие резиновые сапоги.

Старший офицер, одновременно бывший и судовым механиком, убедившись в правильной работе бензиномоторов, полез в рубку посмотреть, что делается наверху.

Мертвенный, зеленовато-желтый полусвет царил в рубке, иллюминаторы которой поминутно уходили в воду.

На мостике не слышно было никаких разговоров; все [136] крепко держались за поручни, внимательно следя за волной, чтобы вовремя поднять ноги.

— Как внизу? — спросил командир.

— Моторы работают отлично, воду откачивают каждые полчаса, команда держится молодцом, пока укачалось только два человека…

— Нас сильно заливает. Выключите передние бензомоторы!

Старший офицер спустился в машинное отделение. Электрические вентиляторы не работали, так как и их пришлось задраить. Отработанный газ в виде сизоватого тумана носился в воздухе, пропитанном запахом масла и бензина.

Было очень душно и жарко. Мотористы сбросили свои фланелевые рубахи и, оставшись в одних тельниках, ухаживали за машинами. Шестнадцать работающих цилиндров, по восемь на каждом борту, громко отбивали такт, многочисленные эксцентрики, ролики, тяги, клапана, стучали и звенели; тяжелые маховики, соединительные муфты и якоря электромоторов со свистом рассекали воздух — каждые полчаса к этому присоединялся глухой шум из трюма.

Вахтенные электрики, прикрыв заднюю сторону электрической станции кусками парусины и заботливо укрыв её от вливавшейся сверху воды, сидели на своих местах, держась за трубы.

Осторожно ступая по мокрой от воды и скользкой от масла стальной палубе, Иванов направился к машинному старшине. Машинист самостоятельного управления Романов, с бледным и усталым лицом, вопросительно смотрел на него. Показав на правый борт, лейтенант несколько раз энергично помахал рукой перед собой.

Мотористы бросились исполнять приказание.

Подойдя вплотную, он крикнул старшине прямо в ухо:

— Стоп правый борт! Выключить передний мотор!..

Застопорили бензиномоторы правого борта, быстро разобщили соединительную муфту и снова пустили в ход один задний мотор, потом то же самое проделали с машинами левого борта.

— Меньше ход! — приказал старший офицер. — Нас сильно накрывает… [137]

Дали средний ход.

Обойдя машинное отделение и поговорив, вернее, покричав с каждым мотористом, лейтенант прошел в жилое помещение.

Здесь было более душно, чем в машине, — тот же сизоватый туман отработанных газов носился в воздухе.

Свободная от вахты команда разлеглась по диванам и, заклинившись поудобнее, мирно спала или дремала; двое укачавшихся, с бледными, желто-зелеными лицами, лежали пластом.

— Вашескородие, как наверху? — спросил кто-то.

— На мостике сбивает с ног.

— А как другие лодки?

— Ушли вперёд, и их не видно.

— Далеко ли ещё до Ревеля?

— Четыре часа ходу.

Обойдя всю лодку, он повернул обратно, но лишь только подошел к среднему трапу, как сверху полились потоки воды.

— Что за черт! Когда же это кончится? — подумал старший офицер и, выждав минуту, проскочил в рубку.

— Дан средний ход! — крикнул он оттуда командиру. — Все равно нас заливает и сильно кладет…

— А где другие лодки? Никого не видно!

Улучив минуту, Иванов наполовину высунулся из люка. Ветер заметно усилился. Море шумело и кипело в белой пене.

Вся носовая часть «Аллигатора» была под водой. Волны с грохотом ударяли в парусиновый обвес мостика, взбирались на кормовую надстройку и стекали за борт пенистыми потоками.

Ветер свистел в сигнальных фалах и нещадно стучал ими о мачту, выбивая бесконечную дробь.

— Не пропускает ли носовая надстройка? — спросил командир.

— Только что пробовал откачивать, но воды там не оказалось, — ответил старший офицер.

В этот момент подошла очередная волна. Иванов успел юркнуть в рубку, вслед за ним полились целые каскады. Прошло ещё полчаса или час. С каждым разом «Аллигатор» [138] все больше и больше ложился на бок, все большее и большее количество воды вливалось внутрь, все чаще и чаще работала вспомогательная помпа.

После нескольких последовательных, особо жестоких ударов волн старший офицер снова показался под полуприкрытым люком.

Начальник дивизиона, не вмешиваясь в управление лодкой, все время оставался на мостике, стоически принимая холодный душ. Его черная бородка намокла и свалялась в бесформенный комок, усы обвисли, добрые близорукие глаза внимательно смотрели по сторонам.

Смуглое лицо командира выдавало затаенную тревогу. Видимо, он уже решил поворачивать по волне, но нуждался в постороннем толчке, чтобы исполнить своё намерение. Увидев старшего офицера, он выразительно посмотрел на него и показал на море.

Иванов понял и утвердительно кивнул головой.

— Лево на борт! Я поворачиваю! — крикнул старший лейтенант.

Начальник дивизиона молча наклонил голову. Лишь только «Аллигатор» повернул по волне, все изменилось, как по волшебству.

Качка почти совсем прекратилась, нос лодки ещё уходил в воду, но мостик и вся кормовая часть были. сухи. Люк в рубке оставался открытым. Электрические вентиляторы заработали полным ходом, команда высыпала наверх и с наслаждением затягивалась папиросами.

Высокие валы вздымались за кормой, но «Аллигатор» легко уходил от них, — хлопья белой пены бессильно растекались вокруг глушителя.

Посмотрев на компас, командир спустился в рубку, чтобы определить по карте, куда ведет взятый курс и где можно было бы укрыться от волны и ветра.

Ближайшим пристанищем оказалась бухта Кашпервик, вход в которую облегчался маяком с угловым освещением, что было очень важно, так как входить в неё пришлось бы уже с темнотой.

Начальник дивизиона спустился в рубку, чтобы снять дождевое платье.

— Придется идти в Кашпервик! — доложил командир. [139]

— Ну что же, идем в Кашпервик, — улыбнулся Магнус и, взглянув на карту, спустился в кают-компанию переодеться.

Старший офицер вышел на мостик. На безграничном просторе взволнованного моря не было видно ни одного судна, ни одного дымка.

Стемнело… Справа по носу открылся красный огонь маяка Кашпервик.

— Смотрите хорошенько, когда покажется белый огонь! — приказал сигнальщикам старший лейтенант. — Зеленый огонь!.. Хорошо!.. Белый!.. Право!.. — Подводная лодка покатилась вправо и, приведя белый огонь прямо по носу, направилась в бухту.

По мере того как «Аллигатор» входил под прикрытие берега, волна становилась все меньше и меньше. Вот показалась деревня, на траверзе которой лодка стала на якорь.

Крупная зыбь ходила по бухте, спускать шлюпку и приставать к неизвестному берегу, да ещё в темноте, нечего было и думать.

— Надо было дать знать о нашем приходе, — сказал начальник дивизиона. — В Ревеле, очевидно, беспокоятся и, наверное, уже запросили все маяки и береговые посты.

— К сожалению, нашего поста службы связи здесь нет, — ответил командир, — а с пограничниками ночью не сговоришься.

— Давайте прожектор и посветите по берегу, — приказал он, — тогда пост пограничной стражи сможет донести о приходе военного судна, а в Ревеле, вероятно, поймут, что это «Аллигатор».

Яркий луч прожектора прорезал темноту, осветив две стоявшие на якоре лайбы и часть берега со сгрудившимися домами, среди которых нащупали большое здание, похожее на казарму пограничников.

Посветив с четверть часа, закрыли прожектор.

Старший офицер спустился вниз.

— Скоро ли обедать? — спросил он у артельщика.

— Минут через пять! Борщ был готов, когда ещё подходили к Грохару, и уцелел в лучшем виде, сейчас жарю котлеты с картошкой

В жилом помещении за большим, длинным столом команда уже заняла свои места и нетерпеливо дожидалась, [140] когда принесут баки. Протиснувшись кое-как в кают-компанию, старший офицер увидел, что и здесь стол тоже накрыт и все ожидают первое блюдо. Проголодавшиеся за день офицеры и команда отдали должное прекрасному обеду, напились чаю и завалились спать…

Стоя на якоре, «Аллигатор» поклевывал носом, крутая зыбь била в его борта, но это никого не тревожило.

Лишние лампочки были выключены, со всех сторон несся храп уставших людей, и только один вахтенный, стоя на мостике, охранял сон товарищей.

Ночь прошла спокойно.

Восходящее солнце залило своим светом небольшую деревушку, вытащенные на берег рыбачьи шлюпки и бесчисленное множество гусей, важно выступавших у самой воды.

За ночь ветер значительно стих, и волнение стало много меньше.

После чая старший офицер съехал на берег переговорить с Ревелем по телефону.

Открыли кормовую надстройку, с помощью стрелы вынули оттуда двойку и спустили на воду. Выбросившись на берег, Иванов вместе с гребцом вытащил шлюпку подальше и пошел на пост пограничной стражи. К его величайшему удивлению, оказалось, что телефона не только на посту, но и во всей деревне нет и, чтобы связаться с Ревелем, надо ехать за четыре версты.

«Вот она, бессмысленная российская экономия, — подумал лейтенант, — сюда посадили 25 человек с лошадьми, из года в год тратят на их содержание порядочные деньги и в то же время жалеют пустяковую сумму на проведение телефона. Какое же может быть наблюдение за берегом, если ближайший телефон находится в частной лавке в четырех верстах в глубь материка? Контрабандисты люди сметливые и решительные, как можно им помешать при такой организации службы связи!»

— Вы видели вчера, как мы светили прожектором?

— Так точно! — ответил старший на посту.

— Ну и что же, дали знать в Ревель?

— Никак нет!

— Как же добраться до телефона?

— Сейчас потребую от старосты телегу.

— А это долго? [141]

— Никак нет, немедленно предоставят…

Развалившись на мягком сене, лейтенант с интересом разглядывал новые места. Кругом желтела засохшая трава, высокие деревья закрывали горизонт, скошенные поля виднелись в просвете между деревьями. Через полчаса свернули куда-то вправо и, свернув, остановились перед заветной лавкой.

Это был обыкновенный универсальный магазин; пахло дегтем, у прилавка стоял бочонок с сельдями, под потолком висели веники, щетки, в ящиках лежали ламповые стекла, мыло, гвозди, печенье, шоколад и т.п.

— Вы хотите говорить с Ревелем? — переспросил хозяин. — Для этого придется пройти через четыре центральные станции и иногда теряешь полдня, пока добьешься соединения.

— Вот здесь, пожалуйста! — Старший офицер подошел к телефону. Линия оказалась свободной.

— Транспорт «Европа»?

— Да…

— Кто у телефона?..

— Командир подводной лодки «Крокодил».

— Здравствуйте, Яков Иванович, с вами говорит Иванов.

— Здравствуйте Василий Александрович. Откуда вы говорите?

— Из бухты Кашпервик, вернее, из лавки в четырех верстах от нее…

— Что с вами случилось?

— Ничего не случилось, но так валяло и заливало, что пришлось повернуть по волне, оттого сюда и попали

— А мы-то тут о вас страшно беспокоились и всех подняли на ноги… Вечером пришел с моря дивизион Бахирева, ему тоже порядком досталось, но адмирал немедленно выслал миноносцы на поиски «Аллигатора». Блуждали они всю ночь, а утром вернулись, ничего не найдя. Признаться, мы думали, что у вас сдали бензиномоторы или произошла какая-нибудь важная поломка и лодку несет по воле волн… Очень рад, что все хорошо кончилось…

— Ну а вы как добрались до Ревеля?..

— Да ничего, добрались благополучно. Правда, «Аллигатор» валяет больше нашего, но и нас покачало порядочно… Когда думаете вернуться в Ревель?.. [142]

— Здесь заметно стихло, думаем сняться после полудня…

— Какая у вас погода?.. У нас тоже много тише…

— Значит, до скорого свидания!

К полудню погода опять начала портиться — солнце скрылось, свинцовые тучи заволокли горизонт. После обеда «Аллигатор» снялся с якоря. В море гуляла порядочная зыбь, дул шквалистый, довольно сильный ветер, но подводная лодка держалась отлично.

Вот уже прошли похожий на бутылку от бенедиктина маяк Кокшер, а там уже рукой подать до Ревеля.

Вечерело… Яркие огни Екатеринентальских входных маяков загорелись далеко впереди, подхватили лодку и бережно повели прямо в гавань.

Было уже совсем темно, когда «Аллигатор» пришел в Ревель и стал на своё место у пристани.

— Спасибо, ребята! Молодцами поработали! — обратился начальник дивизиона к выстроившейся для его проводов команде.

— Рады стараться, ваше высокобродие! — дружно гаркнули двадцать восемь голосов.

— До свиданья, молодцы!..

— Счастливого пути, ваше высокобродие!.

Пожав руку командиру и офицерам, Магнус сошел на берег. Через полчаса на «Аллигаторе» уже никого не было, и только вахтенные со всех подводных лодок, собравшись на его палубе, вели беседу о пережитом. [143]

Примечания:

В авторском оглавлении стоит под № 31. Печатается по машинописи с авторской правкой (прислана А.В. Плотто, передана в документальный фонд Центрального музея Вооруженных Сил). Рассказ относится к периоду 1911–1912 гг., когда В.А. Меркушов на Балтике в чине лейтенанта состоял старшим помощником командира подводной лодки «Аллигатор», входившей в состав 2-го дивизиона Бригады подводных лодок.

С. 136. …спросил командир. – Командиром «Аллигатора» в указанное время был Борис Сергеевич Безкровный (1883–1944), офицер подводного плавания по первому списку 1907 г. Окончил [491] Морской кадетский корпус (1902), Штурманский офицерский класс (1904) и офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (1907). Был командиром подводной лодки «Судак» (1907–1910) и командующим подводной лодкой «Аллигатор» (1910–1912). Капитан 2-го ранга (за отличие по службе, 6.12.1914). Во время Первой мировой войны состоял прикомандированным к Морскому генеральному штабу, в 1916–1918 гг. был военно-морским агентом в Дании. С ноября 1918 г. служил в белых войсках Северного фронта, состоя прикомандированным к штабу командующего союзными силами. Умер в Бельгии в 1944 г.

С. 141. …командир подводной лодки «Крокодил». – Яков Иванович Подгорный (1877–1945), офицер подводного плавания по первому списку 1907 г. Как штурман (шкипер) дальнего плавания сдал офицерский экзамен с производством в подпоручики по адмиралтейству и зачислением в запас флота (1903). Определен на службу во флот тем же чином (1904). Служил в Сибирской флотилии на подводной лодке «Кефаль»: с мая 1905 г. — помощником командира, с января 1907 г. — командующим лодкой. Окончил Минный офицерский класс в Кронштадте (1908). Переведен во флот лейтенантом (1910), старший лейтенант за отличие (6.12.1914). Был командующим подводными лодками «Крокодил» (1910–1915) и «Гепард» (1915–1916). С июля 1916 г. служил в отделе подводного плавания Главного управления кораблестроения, в котором числился и в 1917 г. капитан 2 ранга за отличие по службе (28.06.1917).

Предложил усовершенствование торпедного аппарата Джевецкого, устранявшее зависимость направления движения торпеды от угла её выхода из аппарата и тем повышавшее точность стрельбы. «Аппараты Джевецкого, измененные лейтенантом Подгорным», как элемент вооружения «подводных лодок 630 т водоизмещением по проекту И.Г. Бубнова» предусматривались техническими условиями, утвержденными в мае 1911 г. В 1915 г. выдвинул идею стрельбы торпедами по подводной лодке при её нахождении под водой и предложил необходимые для этого изменения в конструкции торпеды. Идея на четверть века опередила технические возможности того времени и не была принята к реализации.

Весной 1918 г. перебрался на Юг России, с осени того же года находился в Добровольческой армии, служил в администрации Новороссийского военного порта. С 18.01.1919 — в Донской армии; командовал морским бронепоездом, активно участвовал в формировании Донской флотилии, был инспектором, а позже начальником управления морской тяжелой артиллерии, занимавшегося [492] вооружением Азовской флотилии. Капитан 1 ранга (1.06.1919). В марте 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска, в июле возвратился в Севастополь. Во время эвакуации Русской армии из Крыма командовал транспортом «Далланд», который в декабре 1920 г. привёл в Бизерту. К 25.03.1921, числясь в составе Русской эскадры в Бизерте, находился со своим транспортом в Марселе.

В эмиграции жил в Чехословакии, в 1928–1931 гг. издавал в Пльзене журнал «Зарубежный морской сборник», возглавлял пльзенскую группу офицеров русского флота. В 1939 г. состоял начальником 6-го отдела (Центральной Европы) Русского Общевоинского Союза, в который осенью 1924 г. была преобразована Русская армия генерала П.Н. Врангеля. В мае 1945 г. был арестован, депортирован в СССР и в том же году умер во время следствия в Москве.

С. 141. Бахирев Михаил Коронатович (1868–1920). Родился в Новочеркасске в семье казачьего офицера. Из Донской Новочеркасской гимназии поступил в Морской корпус, который окончил мичманом в 1888 г. Участник похода в Китай; за боевое отличие при занятии фортов Таку награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. (1900). Участник обороны Порт-Артура; «в воздаяние отличных подвигов храбрости и самоотвержения, оказанных в делах против неприятеля», награжден Золотой саблей с надписью «За храбрость» (1905). В 1910–1911 гг. командовал 5-м дивизионом миноносцев Балтийского моря. Во время Первой мировой войны на Балтике командовал 1-й бригадой крейсеров (1914–1915), 1-й бригадой линейных кораблей (19.12.1915–23.05.1917). Вице-адмирал (6.12.1916). С 21 августа 1917 г. состоял командующим Морскими силами Рижского залива. На этой должности руководил Моонзундским сражением в сентябре-октябре 1917 г. Во многом именно благодаря его авторитету в офицерской и матросской среде удалось организовать Морские силы для отражения натиска немецкого флота.

Уволен с флота 12 января 1918 г. (без пенсии). Остался в Петрограде, работал заведующим учетным отделением Центрального комитета народных промыслов. В начале августа 1918 г. был арестован, в марте 1919 г. освобожден, с апреля 1919 г. работал в оперативном отделе Морской исторической комиссии. Подготовил рукопись «Отчет о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября – 7 октября 1917 года» (опубликована в сб. «Морская историческая комиссия», т. 1. СПБ., 1998). Вторично арестован 17 ноября 1919 г. по обвинению в участии в «белогвардейском заговоре» [493] и связях с Северо-Западной армией генерала Юденича. Накануне ареста отказался от предложения бежать в Финляндию. Расстрелян по особому постановлению президиума ВЧК 16 января 1920 г. в Петрограде.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.