Напротив Нового Эрмитажа в 1883–1886 годах возвёл здание Архива Государственного совета петербургский немец Максимилиан Егорович Месмахер (1842–1906) — первый директор Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (1877–1896) и архитектор его Музея (Соляной пер., 15), академик (1872) и профессор (1890) архитектуры. Архитектором также сооружен комплекс дворца великого князя Александра Александровича (Английский пр., 2-4), произведена отделка интерьеров Аничкова дворца, особняка А.А. Половцова (Б. Морская ул., д.52), дворца великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26), возведено здание Архива Государственного совета (Миллионная ул., д.36), оранжереи Г.Ф. Эйлерса на Аптекарском острове в 1880-х годах и др. В 1896–1899 годах Месмахером выполнена отделка Петрикирхе на Невском проспекте (дома 22–24), возведенной в 1833–1835 годах по проекту архитектора А.П. Брюллова. Автором домов лютеранской церкви Петра и Павла (Невский проспект, 22–24) был Георг Рупрехт (Егор Тимофеевич) Целликофер (1802–1874). Подобно им решен в строгих формах позднего классицизма и возведенный архитектором в 1832–1833 годах гостиничный корпус на Мойке, 40 («Отель Демута»).
Месмахер спроектировал также памятник на могиле Екатерины Струттон, няни сыновей императора Александра II, похороненной на Смоленском лютеранском кладбище. Известно, что стоимость этого памятника (9 725 руб.) была поделена на неравные доли: Александр III внес 5 725 руб., а его братья великие князья Владимир, Алексей, Сергей и Павел — по одной тысяче рублей.
Имя Константина Андреевича Тона (1794–1881) — академика архитектуры (1830) и профессора Петербургской (1833), Римской и Флорентийской Академий художеств, архитектора Его Императорского Величества связано с русско-византийским стилем, создателем и ведущим представителем которого был он. В своем церковном зодчестве он обращался к традициям русского средневековья: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Загородный пр., 45а), Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка (пл. Труда, 6). Из десятка церквей, построенных Тоном в Петербурге, целиком не сохранилась ни одна. Монументальная гранитная пристань у здания петербургской Академии художеств (1834) привнесла на берега Невы романтическую экзотику Древнего Египта. Формы неоренессанса Тон использовал в зданиях Петербургского и Московского вокзалов Николаевской железной дороги, связавшей две столицы в 1851 году. Вокзал стал первой в России постройкой с металлическим крытым дебаркадером.
Наибольшее число немецких мастеров, работавших в Петербурге в XIX — начале XX века, были потомками эмигрантов, воспитанниками русской школы. Однако они в той или иной степени оставались носителями своих этнических традиций. Ведущим мастером периода романтизма и раннего историцизма был Гаральд (Юлий) Андреевич (Эрнестович) Боссе (1812–1894). Архитектор стал создателем великолепных особняков и дворцов, решенных в формах неоренессанса. К числу его лучших работ относятся дом Пашкова на Литейном проспекте (1841–1844), особняк князя Кочубея на улице Чайковского (1853–1855). Архитектор также отдал дань средневековому зодчеству в здании Реформатской церкви (1852–1865) на Мойке (ныне — перестроено, Дворец культуры работников связи).
Людвиг Людвигович Бонштедт (1822–1885), работавший и в Германии, и в России, стал объединяющей фигурой для русских зодчих немецкого происхождения и приезжих немецких архитекторов. Вокруг него сложился своеобразный архитектурный кружок — «малая академия» для архитекторов немецкого происхождения. Это объединение составило ядро Санкт-Петербургского общества архитекторов, учрежденного по инициативе Бонштедта в 1870 году и представившего все архитектурные силы Санкт-Петербурга вне зависимости от этнического происхождения.
Не менее активно проходило взаимодействие русской и немецкой инженерных школ. Большой вклад в петербургское строительство второй половины XIX века внесли инженеры Г. Паукер и О. Крель — авторы металлических конструкций павильонов Сенного рынка. В 1876–1877 годах архитектором-инженером В.А. Кенелем было построено первое в России капитальное здание цирка (набережная реки Фонтанки, 3).
На рубеже XIX и XX веков умами петербургских архитекторов, да и простых горожан овладел стиль модерн. Поиски нового художественного языка, отход от исторических стилей проявлялись во всем: от сценической постановки до формы цветочного горшка, от особняка и до настольной лампы. В Петербурге этот стиль формировался под сильнейшим влиянием немецкого Югендштиля и неудивительно — проводниками новых художественных решений в городскую среду стали архитекторы немецкого происхождения: Р.Ф. Мельцер, К.К. Шмидт, В.И. Шене, В.В. Шауб и др.
Ведущее место в замечательной плеяде творцов петербургского модерна занимает Александр Иванович фон Гоген (1856–1914) — академик архитектуры (1895), архитектор Сестрорецкого оружейного завода, военного министерства, Высочайшего двора (1903); преподаватель Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, инициатор создания Общества архитекторов-художников. По его проекту были возведены комплекс зданий Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский пр., 32), особняк К.А. Варгунина (Фурштадтская ул., д.52), Музей А.В. Суворова (Кирочная ул., д.43), а также такое экзотическое для северной столицы здание, как Соборная мечеть. Архитектор А. фон Гоген в 1904–1906 годах в самом центре города, на Троицкой площади, возвёл особняк балерины М.Ф. Кшесинской (Кронверкский пр., 1-3) — изысканное здание в стиле модерн.
6 декабря 1903 года фон Гоген был пожалован в звание архитектора Высочайшего Двора, как и другие архитекторы немецкого происхождения: Иероним Севастьянович Китнер (1839–1929), Андрей Леонтьевич Гун (1841–1924), Давид Иванович Гримм (1823–1898) и его сын Герман Давидович (1865–1942), Роман Федорович (Роберт Фридрих) Мельцер (1860–1943), Василий Александрович Кенель (1834–1893), Максимилиан Георгиевич (Егорович) Месмахер (1842–1906), Виктор Александрович Шретер (1839–1929), Людовик Яковлевич Урлауб (1851–1897), техник Городской управы Константин Константинович Кохендерфер (ок. 1875-?). Все они не раз выполняли поручения Высочайшего и великокняжеских Дворов.
Известный архитектор, один из лидеров петербургского модерна Роман Федорович Мельцер, совладелец и художественный руководитель фабрики «Фридрих Мельцер», в течение нескольких десятилетий осуществлял оформление меблировку царских резиденций в Петербурге и его пригородах. Его авторству принадлежит несколько особняков на Каменном острове, комплекс построек в «городке» Э.Л. Нобеля на Выборгской стороне, для него же Мельцер построил первый в Петербурге Народный дом.
Большой вклад в формирование петербургского модерна внесли зодчие германского происхождения: P.P. Марфельд (1852–1921) — автор здания Императорского Человеколюбивого общества (ул. Егорова, д.26) и детского приюта имени великой княгини Марии Николаевны (Ждановская ул., д.8), К.Э. Маккензен, Ф.Ф. фон Постельс, Ф.Ф. Лумберг, А.А. Гимпель, Г.Г. фон Голи и многие другие. Влияние немецкого романтизма и параллели с Югендштилем особенно заметны в творчестве ученика Л.Л. Бонштедта В.А. Шретера (1839–1901), главного архитектора Дирекции императорских театров, редактора первого русского архитектурного журнала «Зодчий». Шретер стал одним из ведущих представителей «кирпичного стиля». Среди его работ интересен доходный дом отца архитектора в Зоологическом переулке (1881–1882). Шретер также занимался перестройкой Мариинского театра и школы церкви Св. Анны.
Другим видным архитектором — приверженцем «кирпичного стиля» был И.С. Китнер. Он создал большое число доходных домов и был автором перестройки школы при лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом пр. Васильевского острова, 55 (1885–1886).
Век петербургского модерна был ярок и недолог — уже в 1910-х годах наметился возврат к классической традиции, а после 1914 года модерн был окончательно осужден во многом из-за своих немецких корней. На этом фоне неоклассицизм стал воплощением идеи патриотизма и обращением к славному прошлому.
Немецкие садовники Петербурга также оставили яркий след в городском паркостроении, хотя их численность не превалировала над их собратьями по профессии английского и французского происхождения. Уже в XVIII веке немецкие садовники ставят в Петербурге свои смелые эксперименты. С начала и до середины XIX века бум дачного и в том числе садово-паркового строительства переживают Невские острова. Только на Каменном острове сооружается несколько домов садовника такими выдающимися архитекторами, как А.И. Штакеншнейдер (1837), Л.Л. Бонштедт (1853) и др. Мастерство садово-паркового искусства достигает в Петербурге в это время наивысшего расцвета. На волне интереса к садоводству в середине XIX века своё дело основывают несколько садовых мастеров, среди которых Герман-Фридрих Эйлерс (1837–1917), высоким качеством выращиваемых цветов и разнообразием поставок добившийся к началу XX века звания поставщика Императорского Двора.
БУКЕТ ОТ «ЭЙЛЕРСА»
Букет от «Эйлерса»!.. Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?..
Букет от «Эйлерса», — того, что супротив
Многоколонного Казанского собора!..
И помню я: ещё совсем не так давно, —
Ты помнишь, мой букет? — как в белом-белом зале
На тумбочке резной у старого панно
Стоял ты в хрустале на Крюковом канале?
Сверкала на окне узоров льдистых вязь,
Звенел гул санного искрящегося бега,
И падал весело декабрьский снег, кружась!
Букет от «Эйлерса» ведь не боялся снега!..
Но в три дня над Невой столетье пронеслось!
Теперь не до цветов! И от всего букета,
Как срезанная прядь от дорогих волос,
Остался лишь цветок засушенный вот этот!..
Букет от «Эйлерса» давно уже засох!..
И для меня теперь в рыдающем изгнаньи
В засушенном цветке дрожит последний вздох
Санкт-петербургских дней, растаявших в тумане!
Букет от «Эйлерса»! Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?..
Букет от «Эйлерса», — того, что супротив
Многоколонного Казанского собора
(Н. Агнивцев. 1923)
Тогда же, в середине XIX века, создается первое научное объединение садоводов, ботаников и паркостроителей. Среди 12 учредителей Российского общества садоводства был приглашенный из Германии на должность директора Ботанического сада Эдуард Людвигович Регель (1815–1892) — выдающийся паркостроитель Петербурга, автор Адмиралтейского сада и сада на пл. Островского. Общество выпускало три собственных журнала, занималось пропагандой ботанических знаний (так около 350 кустарников и 52 видов древесных пород Адмиралтейского сада были поставлены таблички на русском и латинском языках). В 1869 году в Петербурге прошел Международный съезд садоводов. Среди выдающихся садоводов немецкого происхождения — Кл. Геккель, долгое время состоявший в должности главного удельного садовника, известный ботаник — австриец Франц-Иосиф Руппорт; родившийся в Витебске Карл-Антон Мейер; ботаник Ф. Кернике, служивший в Ботаническом саду.
Увлечение экзотическими растениями, но уже с меньшей силой, вернулось к петербуржцам в эпоху модерна. В это время сын Э.Л. Регеля Арнольд основывает фирму «Регель и Кессельринг», занимавшуюся планировкой частных садов. И.С. Китнер разрабатывает специальный проект для Большой Пальмовой оранжереи петербургского Ботанического сада со специальным отделением для гигантской амазонской кувшинки Виктория Регия.
Здание германского посольства в Санкт-Петербурге (Большая Морская ул., дом 11/41), построенное непосредственно перед Первой мировой войной, стало последним аккордом в симфонии построек немецких архитекторов в Петербурге. Оно представляет собой первое в истории объединенной Германии посольство, возведенное как специальное здание. Проект здания утверждался дважды — сначала рейхстагом, а 3 августа 1911 года последовало Высочайшее соизволение Николая II.
Здание было возведено в 1911–1913 годах выдающимся немецким архитектором П. Беренсом (1868–1940). Петер Беренс родился в Гамбурге, где учился в Технической школе. В 1888–1889 годах занимался в живописных классах в Карлсруэ и Дюссельдорфе, в 1892 году вошел в мюнхенский Сецесссион, организация которого стала началом истории немецкого модерна (Югендштиль); с 1899 года — профессор Дармштадской колонии художников, находившейся под особым покровительством императрицы Александры Федоровны. В берлинской архитекторской конторе Беренса работали такие известные впоследствии архитекторы, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. Последний, предположительно, участвовал и в работах по возведению здания германского посольства в Санкт-Петербурге. Здание возводилось в стиле строгого берлинско-прусского классицизма. Постройку торжественно открыли в январе 1913 году. В советское время постройка П. Беренса приобрела неожиданную популярность. Тему его главного фасада использовали в своих проектах Д.П. Бурышкин, Н.А. Троцкий (Дом Советов на Московском пр.), Е.А. Катонин. Неоклассика 1930-х годов (архитекторы И.И. Фомин, Е.А. Левинсон, А.И. Гегелло, А.К. Барутчев) активно пользовалась «беренсианским» наследием.
Облик центральных площадей и скверов российской столицы, сформировавшийся к началу XX века, стал итогом творческой деятельности нескольких поколений немецких архитекторов и садовников, приобрел ту гармоническую законченность и соразмерность, которые вызывали восторги современников. Немецкие архитекторы Петербурга были представителями разных школ и стилей, но, приезжая в Россию, они — в большей своей части — оставались здесь навсегда и, пропустив через себя эту страну и этот город, становились теми русскими европейцами, которыми и осознают себя петербуржцы.
Г. Гейдебрехт, А.Б. Семенова
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки