Венская архитектура послужила образцом также и творчеству Максима (Вильгельма-Эдуарда-Максима) Геппенера (1848 — после 1920) — предшественника Шехтеля на посту председателя Московского Архитектурного общества. Скорому переходу от историзма к модерну Геппенер обязан не в последнюю очередь сотрудничеству с Илларионом Ивановым-Шитцем (1865–1937). Тесная связь с немецкоязычными странами связывает их обоих: Геппенер получил своё образование в Карлсруэ, Иванов-Шитц провёл многие месяцы в Германии, Австрии и Швейцарии. Среди вычурных фасадных деталей их построек (например, доходного дома А.С. Хомякова) запоминается изысканная женская головка — стилизованный портрет легендарной Лорелеи. Профиль этой рейнской русалки можно встретить, как в репертуаре баварца Петра-Иосифа Дриттенпрейса (1881–1912), так и на фасадах урожденного гамбуржца Густава Гельриха (1878-?) — оба известные московские архитекторы эпохи модерна.
К протагонистам модерна следует отнести также Эрнста-Рихарда Нирнзее (1860–1918), реализовавшего в Москве около тридцати доходных домов. Наиболее знаменит его «Дом дешевых квартир», именуемый по сей день «Домом Нирнзее». Возведенный в 1913 году, он явился первым высотным домом Москвы и по своей функциональной структуре предвосхитил ряд экспериментов двадцатых годов.
В творчестве Иоганна (Ивана) Рерберга (1869–1932) современные конструкции из металла и железобетона перекликаются с декорациями, близкими по духу русскому классицизму. Примером подобной амбивалентности может служить здание бывшего Северного страхового общества (1910–1911) или же Киевский вокзал (бывший Брянский, 1914–1917) — крупнейшая и наиболее передовая постройка тогдашней Московской железной дороги. Рерберг — один из немногих российских зодчих немецкого происхождения, сумевший и после 1917 года с успехом продолжить профессиональную карьеру. Его крупнейшими послереволюционными постройками явились Центральный телеграф (1925–1927) и Школа красных командиров им. ВЦИК (1932–1934, позже здание Президиума Верховного Совета СССР).
Санкт-Петербург воплощает в себе собирательный образ европейской столицы. Ни в одном европейском городе не работало столько иноземных зодчих, сколько их трудилось в столице Российской империи. Сплав разных культур и архитектурных традиций привёл к появлению одного из красивейших городов мира. Образы петербургских улиц и проспектов, мостов и набережных, дворцов и домов, сформированные на основе европейских стилей, много позаимствовали и от архитектурного наследия Германии. Это объясняется тем, что со времени основания города сюда активно приезжали зодчие — выходцы из немецких княжеств. На протяжении двух столетий в столице Российской империи работало около 300 архитекторов немецкого происхождения.
Первый этап их активной деятельности относится ко времени становления северной столицы. Одним из первых строителей города был саксонский инженер Вильгельм-Адам Кирштенштейн (?-1705), организатор первоначальной — деревянной — Петропавловской крепости. В начале XVIII столетия в Петербурге работали приглашенный из Берлина на должность баудиректора (главного архитектора города) Андреас Шлютер (1660?-1714) — один из самых значительных европейских зодчих эпохи барокко и прусский уроженец Леонард-Теодор Швертфегер — устроитель Александро-Невского монастыря и яркий петербургский представитель петровского барокко. По приглашению А. Шлютера в Петербург приехали Г.И. Маттарнови и И.Ф. Браунштейн.
Георг-Иоганн Маттарнови (?-1719) проектировал в России царские дворцы и места отдыха — гроты, «эрмитажи»; строил доминанты невской акватории: Исаакиевскую церковь, Кунсткамеру, Партикулярную верфь.
Иоганн-Фридрих Браунштейн много творческих сил отдал превращению острова Котлин в город Кронштадт, где некоторое время рядом с ним работал другой немецкий архитектор — саксонец Кристоф Конрад (1670-е–1740-е?). В Кронштадте самой яркой его постройкой был и остается Итальянский дворец, хотя по сути именно этот архитектор сформировал первоначальный парадный центр города — крепости.
Браунштейн плодотворно работал и в Петергофе, используя авторские разработки своего учителя А. Шлютера, по сути определившие композиционное решение этой любимой Петром морской царской резиденции. Этот уроженец Нюрнберга был главным строителем Монплезира (1714–1723), фонтана «Пирамида», каскадов «Золотая гора» и «Шахматная гора», Большой оранжереи в Нижнем парке, дворца Марли (1720–1723) и павильона Эрмитаж (1721–1724). Он устроил сад Венеры и сад Бахуса (с фонтанами «Тритон»). Архитектор положил начало формированию императорской резиденции в Царском Селе и резиденций А.Д. Меншикова в Ломоносове (Большой Ораниенбаумский дворец) и Стрельне (дворец «Фаворит»). В 1728 году И.Ф. Браунштейн был уволен с русской службы и уехал на родину.
Жизненные биографии Бурхарда-Христофора фон Миниха и уроженца Пруссии Иоганна-Готтфрида (Ивана Ивановича) Шеделя (около 1680–1752) нетипичны для большинства немецких архитекторов Петербурга, работавших в столице в первой половине XVIII века. Оба они много и плодотворно работали не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России, прожили на своей новой родине долгую и богатую событиями жизнь. Их коллеги, приезжавшие из немецких княжеств, или возвращались к себе на родину, или — к сожалению чаще — не выдержав тяжелейших условий жизни и неблагоприятного климата Приневья, оставались в болотистой земле Сампсониевского кладбища — единственного кладбища для иноверцев в первые годы существования Петрополя.
В Петербурге И.Г. Шедель работал на сооружении дворцов А.Д. Меншикова, в Москве принимал участие в строительствах в Кремле и в Донском монастыре, много строил в Киеве, но жемчужиной его творчества стало сооружение Великой лаврской колокольни в Киево-Печерской лавре.
Но если Шедель — это представитель первого поколения немецких архитекторов Петербурга, то Миних — это уже второе поколение, прибывшее в столицу России в 1720-х годах.
Бурхард-Христофор (Христофор Антонович) фон Миних (1683–1767) проявил себя в России первоначально как военный, а потом и как государственный деятель. Однако он был прекрасным инженером, архитектором и фортификатором. Уроженец Ольденбурга, обладатель разносторонних талантов Миних приехал в Россию в 1721 году, достиг звания генерал-фельдмаршала. Его авторству принадлежит план здания и фасада церкви святых Петра и Павла на Большой першпективе в Петербурге (Невский пр., 22–24). Двухэтажная базилика из кирпича была сориентирована с севера на юг, покрыта штукатуркой, рассчитана на 1 500 мест. Освящение, проведенное пастором Г. Нацциусом, состоялось 14 (25) июня 1730 года.
Граф Б.Х. фон Миних в 1737–1739 годах возглавил Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Он занимался проектированием покрытий дороги Санкт-Петербург-Москва (1731); постройкой комплекса Зверового, Слонового дворов, псарен и конюшен императрицы Анны Иоанновны в районе современной площади Восстания; в должности инженера построил Ладожский канал, укрепления Выборга, разработал проект защиты Петербурга от наводнений, более 10 лет руководил перестройкой Петропавловской крепости. По проекту Б.Х. фон Миниха возведены Иоанновский и Алексеевский равелины крепости, названные так в честь отца и деда императрицы Анны Иоанновны. Работы по перестройке и укреплению цитадели были завершены в 1740 году — эта дата венчает ворота Иоанновского равелина Петропавловской крепости.
К представителям «второго поколения» относится и Иоганн-Якоб Шумахер (1701–1767), родившийся в Эльзасе, но творческий путь начавший в Берлине.
Он проявил себя в Петербурге как разносторонний мастер, сооружающий храмы и производственные здания. Участвовал в строительстве Петрикирхе по проекту Миниха, самостоятельно работал над постройкой Литейного двора, готовил парадные процессии и траурные церемонии, служил архитектором Академии наук и многое другое.
Иоганн-Фридрих (Иван Яковлевич) Бланк (17087–1745) — родился уже в России, куда из Саксонии переехал его отец. Бланк стал первым петербургским архитектором, не прошедшим европейские «университеты», а обучавшимся на практическом строительстве в российской столице. Долгое время состоял в должности архитектурного ученика, первые его самостоятельные работы — ремонт и переделки. Позже он более занимался церковным зодчеством (сохранились Троицкая церковь в Красном Селе, Знаменская церковь в Пушкине), но, с равной легкостью, участвовал в украшении парков Петергофа. Вторым видным немецким архитектором, родившимся в России, стал сын шлезвигского военного Александр Францевич Вист (1722–1794?). Ученик И.Ф. Бланка, он построил, помимо других, менее значимых сооружений, легкое чрезвычайно изящное здание — Ботный дом для «дедушки русского флота». Эта постройка и Андреевский собор на Большом проспекте Васильевского острова стали своеобразным восклицательным знаком в конце эпохи барокко, последним из мастеров которой считается А.Ф. Вист.
Во второй половине XVIII столетия значительный вклад в развитие классицизма внес ученик И.Я. Шумахера Георг-Фридрих (Юрий Матвеевич) Фельтен (1730–1801), автор проектов знаменитой решетки Летнего сада и нескольких церквей: Чесменской церкви Рождества Иоанна Крестителя, святых Петра и Павла в Выборге, Пророка Иоанна Предтечи (Каменный остров), армяно-григорианской Св. Екатерины (Невский пр., 40–42). С 22 июня 1768 года по 26 января 1771 года он строил лютеранскую церковь на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова -легкое изящное здание в стиле раннего классицизма. Церковь была освящена и получила название Катариненкирхе в честь императрицы Екатерины П. В 1859 году здание церкви было обновлено по проекту академика архитектуры Вильгельма (Василия Яковлевича) Лангвагена (1813–1863). Он реставрировал здание храма, устроил хоры, возвёл для служителей церкви большой 4-этажный дом на углу Большого проспекта и Песочного переулка (ныне — ул. Репина).
Во второй половине XVIII века большой вклад в развитие градостроительства России внесли немецкие инженеры: Ф.В. фон Баур (Пруссия) занимался в России фортификацией и гидротехническим строительством, он и другой немецкий инженер И.К. Герард — устроители петербургских набережных; теоретик архитектуры И.М. Лем возглавил Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (1774–1796), которая в 1776 году издала «Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга», гравированный другим членом этой Комиссии нюрнбергским гравером Христофором-Мельхиором Ротом (?-1777); К.И. Шпекле создал первые в России металлические мосты. Однако на талантливых немецких архитекторов эта эпоха была бедна, и Фельтен — практически один немецкий зодчий в когорте великих мастеров петербургского классицизма. Свой вклад в историю русского ампира, этого одного из выдающихся достижений отечественной культуры, внесли А.Е. Штауберт, Э.Х. Анерт, Пауль-Эберхард (Павел Данилович) Шретер (1775–1849).
Но по окончании войны с Наполеоном в России, и особенно в Петербурге, начинается «век немецких архитекторов». Первым, среди приехавших работать в российскую столицу был баденский инженер-мостостроитель Вильгельм фон Треттер (1788–1859). Но для этого периода характерно численное преобладание местных зодчих немецкого происхождения. Выросшие дети и внуки первых петербургских немцев тоже зачастую получали архитектурное образование, иногда — за границей, но большей частью — в Петербургской Академии художеств. Начиная с 1830-х годов, когда на смену классицизму, безраздельно господствовавшему в русском зодчестве на протяжении восьмидесяти лет, пришла эклектика, в течение семи с лишним десятилетий архитекторы немецкого происхождения занимали ведущие позиции в строительстве российской столицы.
Блестяще проявил себя на этой стезе Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802–1865) — ведущий зодчий середины XIX века. А.И. Штакеншнейдер — знаменитый строитель прекрасных дворцов Петербурга родился и вырос в семье обрусевшего немца на гатчинской мызе Ивановка. Дед архитектора Фридрих Штакеншнейдер был кожевником. Приехав из Германии, он поселился в нескольких верстах от Гатчины. Его сын Иоганн арендовал участок земли с полями и покосами, построил на речке Пудости мельницу, а в 1798 году — дом, окруженный небольшим парком. По имени владельца — мельника Иоганна — мыза стала называться Ивановкой.
Свою архитектурную деятельность А.И. Штакеншнейдер начал с работ под руководством О. Монферрана в комиссии по возведению Исаакиевского собора. С 1831 года он переключился на самостоятельную работу — начал заниматься перестройкой усадьбы Фааль А.Х. Бенкендорфа. Его работа произвела благоприятнейшее впечатление на Николая I. В 1833 году А.И. Штакеншнейдер стал придворным архитектором, что во многом, помимо его архитектурного дарования, определило качественный уровень его построек. И с 1833 года Штакеншнейдер вновь на государственной службе: определен ко двору Михаила Павловича, работает на Каменном острове -перестраивает дачу Долгорукого, приобретенную П.Г. Ольденбургским (наб. Малой Невки, 11). Штакеншнейдер является автором её ограды, представляющей собой короткие древнеримские мечи. Им же обновлены интерьеры дворца Михаила Павловича. В 1834 году архитектор создает прекрасную серию рисунков люстр и канделябров для Императорского стекольного завода.
А.И. Штакеншнейдер построил множество великокняжеских дворцов и резиденций в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Среди них: Николаевский дворец на Благовещенской площади, который стал важной градостроительной доминантой этого района Петербурга; Мариинский дворец, оформивший Исаакиевскую площадь. Для Марии Николаевны и её мужа — герцога Максимилиана Лейхтенбергского Штакеншнейдер сооружает летнюю резиденцию в петергофском парке Сергиевка (1839–1842). Зодчий решает эту постройку в стиле роскошной виллы античного патриция. Там же, под Петергофом, в 1843–1850 годах А.И. Штакеншнейдер строит Собственную дачу наследника-цесаревича (будущего императора Александра II). Это небольшое по размерам здание открыло новое направление в русской архитектуре середины XIX века — необарокко. Этот стиль был применен Штакеншнейдером ещё раз — при постройке дворца князей Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и Фонтанки.
В Петербурге реализовывались отдельные замыслы выдающихся немецких архитекторов. Здание Нового Эрмитажа сооружалось по проекту видного немецкого архитектора Лео фон Кленце в 1839–1852 годах. Его специально возводили для размещения музея, в том числе богатейшего собрания античной скульптуры (коллекция была пополнена дарами ещё одного немца — петербургского купца II гильдии, гениального археолога Генриха Шлимана).
По проекту берлинского зодчего К.-Ф. Шинкеля — крупнейшего немецкого архитектора XIX века — русскими строителями создается интересная стилизация в готическом духе — небольшая церковь — Капелла святого Александра Невского в Петергофе (Александрия).
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки