Устроившись в одной из отдаленных мичманских казенных квартир Порта Императора Александра III, Усов отправился знакомиться с местностью.
Широкие, обсаженные деревьями улицы с тянувшимися вдоль них прекрасными двухэтажными домами офицерских квартир вывели мичмана на пляж, покрытый тончайшим песком, в котором утопали ноги.
Прямо перед ним предстал обширный рейд, окаймленный искусственным волноломом из сваленных в беспорядке огромных бетонных массивов, с белыми маяками на трёх выходных воротах. За волноломом простиралось безбрежное Балтийское море.
Вправо виднелись какие-то бараки и песчаный берег, уходящий к северу. Слева высились строения города Либавы, полосатая бело-красная маячная башня, купы деревьев и стенка внутренней гавани, от которой начинался вырытый в песке канал, ведший внутрь материка
Проходя мимо величественного собора, Усов углубился в сосновый лес, миновал привольно раскинувшийся госпиталь и попал в район, застроенный грандиозными морскими казармами и домами для ротных командиров, за которыми виднелись мачты и трубы каких-то судов.
Еще несколько шагов, и наш мичман очутился на стыке двух сходящихся под прямым углом обширных внутренних бассейнов со стоящими на них военными судами. Он увидел на противоположной стороне сухие доки, ремонтные мастерские, плавучий док и здание портовой конторы.
Широкий размах, проявленный при планировке Порта Императора Александра III, грандиозность выполненных работ по прорытию канала и бассейнов, чистота, порядок, яркая зелень на улицах, сосновый бор, окружавший городок, сухая, песчаная почва, великолепные дороги и строения порта, а также чудесный воздух привели Усова в отличное настроение
На следующее утро он уже был на заводе, где собирались пять подводных лодок типа Лэк 150 тонн водоизмещением каждая. Четыре из них, в разных стадиях готовности, находились [23] на берегу, а пятая, вполне готовая и спущенная на воду, служила для обучения личного состава.
Все механизмы и даже корпуса лодок были построены в Америке, потом разобраны, доставлены на пароходах в Либаву, где снова собирались с помощью русских рабочих и будущей команды. По мере готовности подводных лодок их предполагалось отправлять по железной дороге во Владивосток, где окончательно достроить и тогда, если война с Японией затянется, они могли бы получить боевое крещение в водах Японского моря
Усов отправился осматривать готовую лодку. У пристани стояло какое-то странное сооружение с плоской деревянной палубой, возвышающейся на каких-нибудь два фута над водой. Середина его была занята командирской рубкой с надписью «Сиг», а ближе к кормовому флагу помещался какой-то кожух с торчащей из него дымовой трубой.
Небольшие размеры судна, его странный вид, малое возвышение над водой — все это как-то не вязалось с установившимися представлениями о военном корабле
Через узкий носовой люк Усов спустился внутрь и попал в освещенное электричеством, уютное жилое помещение, отделанное под красное дерево, с кожаными диванами с подъемными спинками и шкафчиками для вещей личного состава.
В самом носу, отделенное двумя массивными стальными переборками с герметически закрывающимися дверями, находилось водолазное отделение с дверью в днище для выпуска водолаза из подводной лодки.
Между жилым и машинным отделениями помещалась кухня с электрическими баками, кастрюлями, чайниками и прочей посудой. Все на подводной лодке делалось посредством электричества, получаемого от батареи аккумуляторов, занимавшей большую часть носового трюма.
Трап из кухни вёл наверх в командирскую рубку, где были сосредоточены все средства управления. Иллюминаторы из толстого стекла, вделанные в стены рубки, пропускали достаточно света. Подойдя к перископу и ворочая его во все стороны, Усов начал осматривать горизонт, восхищаясь ясностью и отчетливостью изображения.
Спустившись вниз, мичман прошел в машинное отделение, [24] сплошь заставленное бензино — и электромоторами и прочими механизмами, необходимыми для плавания подводной лодки, которая оказалась вооруженной тремя минными аппаратами.
Для погружения нужно было накачать воду в надстройку, расположенную над прочным сигарообразным корпусом, и заполнить цистерны внутреннего балласта.
Все виденное и слышанное произвело сильное впечатление на Усова, вызвало желание поскорее и поподробнее изучить новое дело, и он отдался этому со всем пылом молодости. [25]
Примечания:
В авторском оглавлении стоит под № 2. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 4, 22 мая 1930, где был опубликован как часть цикла под общим названием «Подводники».
С. 22. Порт Императора Александра III — военный порт в Либаве, получивший это название в 1894 г.
С. 22.
пять подводных лодок типа Лэк. – «Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва», «Сиг» — (см. «Краткие сведения
» (приложение 5).
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи