Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Подводники

——— • ———

Новые впечатления

Устроившись в одной из отдаленных мичманских казенных квартир Порта Императора Александра III, Усов отправился знакомиться с местностью.

Широкие, обсаженные деревьями улицы с тянувшимися вдоль них прекрасными двухэтажными домами офицерских квартир вывели мичмана на пляж, покрытый тончайшим песком, в котором утопали ноги.

Прямо перед ним предстал обширный рейд, окаймленный искусственным волноломом из сваленных в беспорядке огромных бетонных массивов, с белыми маяками на трёх выходных воротах. За волноломом простиралось безбрежное Балтийское море.

Вправо виднелись какие-то бараки и песчаный берег, уходящий к северу. Слева высились строения города Либавы, полосатая бело-красная маячная башня, купы деревьев и стенка внутренней гавани, от которой начинался вырытый в песке канал, ведший внутрь материка… Проходя мимо величественного собора, Усов углубился в сосновый лес, миновал привольно раскинувшийся госпиталь и попал в район, застроенный грандиозными морскими казармами и домами для ротных командиров, за которыми виднелись мачты и трубы каких-то судов.

Еще несколько шагов, и наш мичман очутился на стыке двух сходящихся под прямым углом обширных внутренних бассейнов со стоящими на них военными судами. Он увидел на противоположной стороне сухие доки, ремонтные мастерские, плавучий док и здание портовой конторы.

Широкий размах, проявленный при планировке Порта Императора Александра III, грандиозность выполненных работ по прорытию канала и бассейнов, чистота, порядок, яркая зелень на улицах, сосновый бор, окружавший городок, сухая, песчаная почва, великолепные дороги и строения порта, а также чудесный воздух привели Усова в отличное настроение…

На следующее утро он уже был на заводе, где собирались пять подводных лодок типа Лэк 150 тонн водоизмещением каждая. Четыре из них, в разных стадиях готовности, находились [23] на берегу, а пятая, вполне готовая и спущенная на воду, служила для обучения личного состава.

Все механизмы и даже корпуса лодок были построены в Америке, потом разобраны, доставлены на пароходах в Либаву, где снова собирались с помощью русских рабочих и будущей команды. По мере готовности подводных лодок их предполагалось отправлять по железной дороге во Владивосток, где окончательно достроить и тогда, если война с Японией затянется, они могли бы получить боевое крещение в водах Японского моря…

Усов отправился осматривать готовую лодку. У пристани стояло какое-то странное сооружение с плоской деревянной палубой, возвышающейся на каких-нибудь два фута над водой. Середина его была занята командирской рубкой с надписью «Сиг», а ближе к кормовому флагу помещался какой-то кожух с торчащей из него дымовой трубой.

Небольшие размеры судна, его странный вид, малое возвышение над водой — все это как-то не вязалось с установившимися представлениями о военном корабле…

Через узкий носовой люк Усов спустился внутрь и попал в освещенное электричеством, уютное жилое помещение, отделанное под красное дерево, с кожаными диванами с подъемными спинками и шкафчиками для вещей личного состава.

В самом носу, отделенное двумя массивными стальными переборками с герметически закрывающимися дверями, находилось водолазное отделение с дверью в днище для выпуска водолаза из подводной лодки.

Между жилым и машинным отделениями помещалась кухня с электрическими баками, кастрюлями, чайниками и прочей посудой. Все на подводной лодке делалось посредством электричества, получаемого от батареи аккумуляторов, занимавшей большую часть носового трюма.

Трап из кухни вёл наверх в командирскую рубку, где были сосредоточены все средства управления. Иллюминаторы из толстого стекла, вделанные в стены рубки, пропускали достаточно света. Подойдя к перископу и ворочая его во все стороны, Усов начал осматривать горизонт, восхищаясь ясностью и отчетливостью изображения.

Спустившись вниз, мичман прошел в машинное отделение, [24] сплошь заставленное бензино — и электромоторами и прочими механизмами, необходимыми для плавания подводной лодки, которая оказалась вооруженной тремя минными аппаратами.

Для погружения нужно было накачать воду в надстройку, расположенную над прочным сигарообразным корпусом, и заполнить цистерны внутреннего балласта.

Все виденное и слышанное произвело сильное впечатление на Усова, вызвало желание поскорее и поподробнее изучить новое дело, и он отдался этому со всем пылом молодости. [25]

Примечания:

В авторском оглавлении стоит под № 2. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 4, 22 мая 1930, где был опубликован как часть цикла под общим названием «Подводники».

С. 22. Порт Императора Александра III — военный порт в Либаве, получивший это название в 1894 г.

С. 22. …пять подводных лодок типа Лэк. – «Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва», «Сиг» — (см. «Краткие сведения…» (приложение 5).

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.