Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Подводники

——— • ———

Строители

Биографии изобретателя и инженеров, собиравших в Либаве подводные лодки, оказались вполне в американском духе.

Симон Лэк, давший своё имя подводным лодкам этого типа, был исключен из школы за неуспешность в науках. Его отец, владевший слесарной мастерской, махнул на сына рукой, отвёл ему место у верстака и заставил работать простым рабочим. Днем Лэк слесарничал, вечером ходил на специальные курсы для рабочих, а также посещал воскресную школу.

Знаменитый роман Жюля Верна «80000 километров под водой» решил его дальнейшую судьбу, ибо пятнадцатилетний мальчик задумал построить подводную лодку. Разрешить эту задачу удалось только через тринадцать лет; причем за неимением средств лодка была построена из дерева с баллоном из-под содовой воды, а вместо резервуара для сжатого воздуха — самодельным деревянным же воздушным насосом и другими приспособлениями в таком же роде.

Несмотря на примитивность всего устройства, первый опыт прошел весьма удачно, после чего Лэку удалось построить ещё несколько вариантов подводных лодок и даже основать небольшую компанию для коммерческой эксплуатации последнего типа, но из этого ничего не вышло.

Тогда он решил приспособить своё детище для военных целей, поставив на нём три трубчатых минных аппарата и предложив его северо-американскому Морскому министерству.

К этому времени подоспела русско-японская война. В ночь на 27 января 1904 года неожиданной атакой японских миноносцев на порт-артурском рейде были выведены из строя три наших лучших корабля, ремонт которых сильно затруднялся отсутствием в порту подходящих доков. Это заставило русское Морское министерство принять меры для скорейшего усиления нашего флота. Балтийскому судостроительному заводу в Петербурге было заказано шесть подводных лодок по чертежам корабельного инженера Бубнова и капитана 2 ранга Беклемишева (до того построивших [26] первую современную русскую подводную лодку «Дельфин»), у САСШ были куплены «Протектор» (Лэка), «Фультон» (Голланда), и каждому из них заказали ещё по пять лодок того же типа. Кроме того, на верфи «Германия» в Киле заказали три подводные лодки, и наконец, в начале 1905 года тому же Лэку дали наряд на постройку ещё четырех лодок по 410 тонн водоизмещением каждая. Так было положено начало русскому подводному флоту…

Главный корабельный инженер Пикок, собиравший лодки в Либаве, в молодости торговал спичками. Первоначальное образование он получил на вечерних курсах для рабочих; был приказчиком, клерком и ещё кем-то. Как-то ему удалось пройти курс наук, выдержать экзамен на звание корабельного инженера и заняться работой по специальности

Главный механик был единственным, в полном смысле слова, образованным человеком из всех американцев, зато его ближайший помощник Вильсон являлся совершенно первобытной фигурой. Лицо отставного ковбоя было изуродовано ударом револьверной рукоятки, свернувшей ему нос на сторону. Познания Вильсона были весьма невелики, так как лишь только бензиномоторы начинали капризничать, он, ничтоже сумняшеся, хватал молоток и начинал нещадно лупить по цилиндрам, помпочкам, по чему попало, совершенно так же, как раньше хлестал лошадей, когда они замедляли бег.

Наиболее колоритным был, без сомнения, сдаточный командир Смит, обучавший наших офицеров управлению подводной лодкой. Это был маленький, квадратный, неимоверно плотный и жилистый человек, с багрово-красным лицом и огромными ручищами. На каких-то состязаниях в Америке он побил всех конкурентов, спустившись на глубину 30 сажен (55 м — Ред.) в обыкновенной водолазной рубахе. Этого было совершенно достаточно, чтобы водолаза Смита пригласили командовать подводной лодкой, хотя между водолазным делом и подводным плаванием нет решительно ничего общего, кроме погружения под воду. Подводной лодкой Смит управлял хорошо, но, кроме схемы погружения, ничего объяснить не мог.

Русский личный состав состоял из добровольцев (офицеров [27] и матросов), так как Морское министерство, признавая тяжесть и своеобразие службы на подводных судах, не считало возможным назначать кого-либо против его желания, и такой порядок сохранялся до последних дней Империи (и до сих пор применяется на флотах всего мира). Занятий с командой не было, ибо, работая на постройке наравне с рабочими, матросы имели возможность легко, быстро и основательно изучить устройство и своих судов, и механизмов. Офицеры же с утра до вечера с неослабным интересом и увлечением лазали по подводным лодкам, забираясь во все углы и щели.

Инженер-механиков не полагалось. Каждый из строевых офицеров (командир и его помощник) должен был не только знать свой корабль и уметь управлять им при всех видах плавания, но и твердо знать устройство механизмов до главных бензиномоторов включительно.

Офицеры отлично понимали, что в случае аварии под водой никто не придет на помощь, никто даже не посоветует — каждый будет предоставлен своим силам и способностям, потому и не теряли времени даром, тем более что, получив элементарные сведения от американцев, во всем остальном должны были доходить своим умом. [28]

Примечания:

В авторском оглавлении стоит под № 3. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 71, сентябрь 1934, где был опубликован как часть цикла под общим названием «Подводники».

С. 25. Симон Лэк – американский конструктор Simon Lake (1866–1945) свою первую, деревянную, подводную лодку построил в 1894–1895 гг. Её конструктивной особенностью, присутствовавшей на всех последующих лодках Лейка, был водолазный выход. В 1899–1900 гг. он построил подводную лодку «Аргонавт II» для военных целей; в 1902 г. — подводную лодку «Протектор» с колесами для движения по дну.

Саймон Лейк был энтузиастом идеи плавания подводной лодки подо льдом. Для этой цели в 1930 г. он переоборудовал одну из лодок своего типа (О-12, 1917 г.). Лодка, названная «Наутилус», в [469] 1931 г. под руководством известного полярного исследователя Г. Уилкинса совершила арктическое плавание, достигнув севернее Шпицбергена рекордной широты 81 град. 59 мин., однако к плаванию подо льдом оказалась совершенно непригодной.

Памяти американского конструктора, умершего 23 июня 1945 г. в Бриджпорте, штат Коннектикут, была посвящена статья А.Г. Тарсаидзе («Морские записки», Нью-Йорк, т. III, № 3, 1945, с. 138). В ней автор поместил адресованное ему письмо С. Лейка, написанное в сентябре 1940 г. и проливающее свет на семилетнее пребывание американского конструктора в России. Ниже в русском переводе даются отрывки из этого письма.

«Я полагаю, что Вас как морского офицера заинтересует моя книга «Подводная лодка на войне и в мирное время» («The Submarine in War and Peace», J.B. Lippincott & Co. Philadelphia, 1918). Эту книгу я написал сам и намеревался также подготовить свою собственную автобиографию, что, возможно, и сделаю позже. Издателям же я сказал, что не готов публиковать автобиографию, поскольку ещё не завершил всего, что надеюсь сделать в области подводного плавания.

…В течение семи лет моей жизни в России я не встретил проявлений непорядочности среди офицеров флота, с которыми имел дело. Единственным исключением было одно незначительное должностное лицо в Кронштадтском военном порту, которое не прилагало надлежащих усилий, чтобы ускорить очистку и покраску одной из наших подводных лодок.

Один из моих русских знакомых предложил мне дать этому лицу пятьсот рублей для начальника дока, чтобы быстро завершить работу. Не знаю даже, был ли этот начальник морским офицером, поскольку напрямую с ним не общался. Так что эта попытка «ограбить» меня, возможно, была предпринята и без его ведома.

Я протестовал по поводу того времени, которое затрачивалось на работу, и высказал это морскому министру, не сказав о сделанном мне предложении. Морским министром (управляющим Морским министерством. — Ред.) в то время был адмирал Бирилев. Насколько я помню, он спросил меня: «Мистер Лейк, сколько времени требуется для выполнения этой работы в АмерикеЯ ответил, что не более трёх или четырех дней. Он попросил меня встретить его в плавучем доке в Кронштадте в 10 часов следующего утра, что я и сделал.

Адмирал прибыл точно в срок на своей яхте, и несколько офицеров представили ему док. Я не понимал их беседу, но видел, что адмирал хорошенько поговорил с начальником дока, который [470] был весь внимание. Наконец, адмирал сердитым тоном закончил беседу, пожал всем руки и, повернувшись ко мне, сказал: «Мистер Лейк, работа будет закончена, Ваша подводная лодка будет выведена из дока завтра в полдень». Все так и случилось, покраска была хорошо сделана и снаружи, и внутри лодки.

Я получил в России массу интересных впечатлений и очень полюбил живущих там людей. Единственной причиной, заставившей меня покинуть Вашу страну, было желание строить подводные лодки для моей собственной страны и доводить свои детища до применения в Америке.

В России у меня было много друзей, и всякий раз, когда я рассказывал о своих впечатлениях по возвращении домой, то не уставал подчеркивать, что русские — самые добросердечные люди из всех, с кем я когда-либо встречался.

Я был в России во время первых революционных событий, спровоцированных анархистами, нигилистами, черносотенцами и другими агитаторами. Я помню волнения в Либаве и Кронштадте, которые фактически были мятежами, но единственным наказанием для мятежников было то, что они три часа простояли под винтовками лицом к зданию.

Я всегда говорил, что Россия и русские намеренно искажались лживой пропагандой, и писал нашим конгрессменам и сенаторам, когда, спустя некоторое время после русско-японской войны, одно из соглашений межу Соединенными Штатами и Россией было аннулировано из-за некоторых мер в отношении евреев.

Я всегда полагал, что именно эта обработка агитаторов, в конечном счете, и стала причиной крушения царского режима в России. …Мне казалось, что большинство людей в России было искренне счастливо, даже при том, что они не имели никакой роскоши.

Я думаю, что все американцы моего возраста помнят Россию как друга Соединенных Штатов на протяжении более сотни лет».

(Перевод Д. Козлова)

С. 26. …был куплен «Протектор» (Лэка). – В начале русско-японской войны обе воюющие стороны предложили С. Лейку продать спущенную в 1901 г. подводную лодку «Протектор». Лодка была продана России с условием заказа ещё пяти. Однако правительство Соединенных Штатов не могло дать разрешения на легальную доставку подводной лодки в воюющую Россию. Зная об этом, С. Лейк, не спрашивая разрешения, поступил следующим образом. [471]

Он зафрахтовал грузовой пароход «Фортуна» для перевозки угля из Норфолка в Россию. Одновременно им был нанят 130-тонный плавучий кран. «Протектор» вышел в море «на испытания механизмов», как было объявлено, в субботу, когда все правительственные учреждения были закрыты. В точке рандеву краном лодка была погружена на палубу «Фортуны», которая направилась в Балтийское море.

В Кронштадте «Протектор» успешно прошел испытания, в августе 1904 г. был зачислен в состав русского флота под названием «Осетр» и отправлен по железной дороге во Владивосток. Остальные пять лодок Лейка («Бычок», «Кефаль», «Палтус», «Плотва», «Сиг») строились на заводе в Бриджпорте и в разобранном виде, двумя секциями, морем доставлялись в Либаву, где собирались в специально построенных фирмой мастерских.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.