Rambler's Top100

С.В. Волков
Русский офицерский корпус

——— • ———

Глава II
Путь в офицеры

 

 

1 • 2 • 3 • 4

Чинопроизводство офицеров

Чинопроизводство офицеров на флоте. На флоте в первые годы XVIII в. определенного порядка чинопроизводства не существовало и оно зависело от усмотрения императора, ходатайства начальства или личной просьбы офицера. Производство иностранцев определялось условиями контракта или личными заслугами, пока в 1706 г. не был установлен для них 3-летний срок выслуги при производстве в следующий унтер-офицерский и обер-офицерский чин до капитан-поручика включительно, 4-летний — из капитан-поручиков в комендеры и 5-летний — из комендеров в капитаны (а далее — только за отличие). За особые заслуги до 1719 г. могли повысить сразу через один, а то и через два чина.

В 1720 г. на флоте (как чуть ранее и в сухопутной армии) введен порядок чинопроизводства путем баллотировки, т.е. выборов сослуживцами — офицерами части или соединения. При этом по баллотировке производились из унтер-офицеров в первый офицерский чин — унтер-лейтенанта, из капитан-лейтенантов в первый штаб-офицерский чин — капитана 3 ранга и из капитанов 1 ранга — в капитан-командоры (но в этот чин — только по особому указу). Производство от унтер-лейтенанта до капитан-лейтенанта и от капитана 3 ранга до капитана 1 ранга осуществлялось без баллотировки, по старшинству. Право производства на вакансии предоставлялось Адмиралтейств-коллегий (с 1727 г. — только до капитана).

В 1728 г. было установлено, чтобы мичманов (тогда унтер-офицерский чин), прежде чем произвести в унтер-лейтенанты флота, производить в унтер-лейтенанты сухопутных войск. В 1733 г. Адмиралтейств-коллегия, чтобы не замедлять продвижения по службе строевых флотских унтер-офицеров (мичманов), запретила производство штурманов в унтер-лейтенанты. Им присваивали специально введенный чин мастера (равен армейскому капитану), но зато далее повышаться в чине — в лейтенанты флота (равен армейскому майору) могли только те из них, кто был дворянского происхождения. С 1757 г. штурманы производились в общеармейский чин прапорщика и могли повышаться до капитана.

В 1742 г. производство по баллотировке отменено и стало совершаться исключительно по старшинству (недостойные обходились, причем командир обязан был это обосновать). Однако в течение десятилетия в морском чинопроизводстве царил полный беспорядок, т.к. одновременно восстановили прежнюю систему чинов, и вопрос о старшинстве был весьма запутан. В 1764 г. баллотировку на флоте восстановили и даже распространили на все чины (включая адмиральские), за единственным исключением — из мичманов в морские подпоручики (а с упразднением этого чина — в лейтенанты) производили по экзамену, а в мичманы (теперь первый офицерский чин) производились кадеты Морского корпуса по аттестатам корпусного начальства. В том же году сделано еще исключение: из капитанов 2 ранга в капитаны 1 ранга производство должно было осуществляться по старшинству в чине и заслугам. Это подтверждал регламент 1765 г. При баллотировке надо было набрать не менее 1/3 положительных баллов (т.е. голосов «за»). О производстве в капитаны 1 ранга, полковники и выше докладывалось императрице. Старшинство до 1766 г. считалось по числу баллов, но затем — исключительно по дате присвоения чина.

В 1782 г. баллотировка на флоте вновь отменена, производство стало осуществляться по старшинству на вакансии. В 1785 г. при учреждении Черноморского флота князь Потемкин получил право чинопроизводства его офицеров (до капитанов 1 ранга включительно) независимо от Адмиралтейств-коллегий, а с 1792 г. до 1796 г. офицеры Черноморского флота до капитан-лейтенанта производились Черноморским Адмиралтейским правлением. Павел I ввел порядок производства из мичманов в лейтенанты по экзамену, в капитан-лейтенанты и капитаны 2 ранга — по баллотировке, а далее — по старшинству. При этом император лично просматривал баллотировочные списки и замещал открывшиеся вакансии. Офицеры, имевшие хотя бы один сомнительный балл (шары при баллотировке были «избирательные», «неизбирательные» и «сомнительные»), не производились.

В 1801 г. восстановлены правила чинопроизводства 1765 г., но с тем, чтобы по баллотировке производить только тех, кто наберет не менее половины положительных баллов (причем офицеры, получившие два раза подряд менее 2/3 положительных баллов, после этого отставлялись от службы). В 1804 г. при баллотировке были исключены «сомнительные» шары и оставлены только «избирательные» и «неизбирательные». В мичманы гардемарины теперь производились по экзамену и не ранее совершения 5 морских кампаний, мичманы в лейтенанты — по выслуге 4 лет, а артиллерийские и штурманские чины до IX класса в следующий чин — по выслуге 2 лет. Шестую часть капитан-лейтенантских, четвертую часть капитанских и половину адмиральских вакансий полагалось замещать не баллотировкой, а по Высочайшему избранию.

В начале царствования Николая I баллотировка окончательно отменена и производство в чины стало осуществляться по старшинству и за отличие. Этот порядок существовал до 1885 г., когда «Положением о морском цензе для офицеров флота» были установлены следующие требования для производства в чины.

Мичмана: 1) выпускной экзамен из Морского училища; 2) не менее 4-летних плаваний гардемарином (в т.ч. одного продолжительностью не менее 4 месяцев); 3) удостоение комиссии по практическому экзамену на чин мичмана;

Лейтенанта: 50-месячное плавание (в т.ч. гардемарином и кадетом Морского училища);

Капитана 2 ранга: 98 месяцев плавания (в т.ч. не менее 48 лейтенантом);

Капитана 1 ранга: 12 месяцев плавания в должности старшего офицера судна 1 или 2 ранга и 12 месяцев командования судном 2 ранга в плавании;

Контр-адмирала: 4 года командования судном 1 ранга при внутреннем плавании в этой должности 8 месяцев или заграничном плавании 12 месяцев;

Вице-адмирала: внутреннее плавание начальником отряда или эскадры 12 месяцев или заграничное — 24 месяца.

Для производства по старшинству необходимо было наличие вакансии и удостоение начальства, за отличие — также наличие вакансии, выполнение указанного морского ценза и выслуга в предыдущем чине: для производства в лейтенанты — 5 лет, в капитаны 2 ранга — 6 лет, в капитаны 1 ранга — 3 года. При этом для производства за отличие выделялось не более 1/3 всех вакансий капитанов 2 ранга и 1/4 — капитанов 1 ранга. В контр-адмиралы производились только за отличие, а в вице-адмиралы — только по старшинству (за исключением особых заслуг или назначения на вице-адмиральскую должность), а в адмиралы — только по непосредственному усмотрению императора. Во время войны производство за отличие допускалось вне вакансий и без срока выслуги, а за боевые подвиги — и без морского ценза (но для вторичного повышения за отличие ценз для нового чина должен быть выполнен).

Обер-офицеры упраздненных корпусов флотских штурманов и морской артиллерии также производились по старшинству и за отличие. Выпускникам Морского технического училища присваивали звание подпоручика, а для дальнейшего производства по старшинству устанавливались (помимо вакансии) следующие правила ценза. Штурманы могли получить чин поручика по выслуге 4 лет, проплавав 30 месяцев, штабс-капитана — по выслуге 4 лет, проплавав 50 месяцев (в том числе 12 месяцев старшим штурманом на судне 1 или 2 ранга или флагманским штурманом).

Для морских артиллеристов были установлены те же сроки выслуги в предыдущем чине; они должны были, кроме того, окончить курс в учебно-артиллерийской команде или проплавать на судах артиллерийского отряда. В штаб-офицерские чины офицеры обоих корпусов производились только на вакансии и каждый раз по особому усмотрению высшего морского начальства. За отличие они могли производиться в мирное время лишь на 1/4 открывшихся вакансий, в военное время — вне сроков выслуги и вакансий, а за боевые подвиги (как и флотские офицеры) — и без ценза. Подпоручики корпуса флотских штурманов, выполнившие ценз на поручика, по особому разрешению высшего морского начальства могли после сдачи специальных для них экзаменов поступать в Морскую академию и, успешно окончив ее, переводиться в офицеры флота — мичманами (без старшинства).

В начале XX в. положения ценза для производства в следующие чины офицеров флота существенно не изменились. Для производства за отличие по службе для каждого чина существовала определенная квота. В лейтенанты за отличие разрешалось производить 15% офицеров, в старшие лейтенанты — 35%, в капитаны 2 ранга — 65%, в капитаны 1 ранга и адмиралы все офицеры производились только за отличие. Существовал и предельный возраст пребывания в каждом чине (время пребывания в чине мичмана было ограничено 10 годами службы): для лейтенанта — 40 лет, старшего лейтенанта — 45, капитана 2 ранга — 50, капитана 1 ранга — 53, контр-адмирала — 56, вице-адмирала — 60 и адмирала — 65 лет. Достигшие его и не произведенные в следующий чин увольнялись в отставку.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
SWolkov.Org — Официальный сайт историка С.В. Волкова
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.