В августе 1907 года на Балтийском море у Гельсингфорса состоялись первые маневры с участием подводных лодок, прошедшие очень удачно для нового оружия. Летом того же года была принята в казну построенная на свой страх и риск (без всякого заказа) Невским судостроительным заводом подводная лодка «Судак» в 105 тонн (типа Голланд). Вместе с подводной лодкой «Лосось» она была отправлена в Севастополь по железной дороге, чем было положено начало подводному флоту на Черном море.
Осенью в Порт Императора Александра III (Либава) прибыли строившиеся в Киле на заводе «Германия-верфь» подводные лодки «Камбала», «Карась» и «Карп». Укомплектованные опытным личным составом, снятым с лодок Учебного отряда, они безо всяких приключений в сопровождении транспорта «Хабаровск» совершили под собственными машинами переход от Киля до Либавы и немедленно вступили в строй.
Весьма интересна история заказа этих подводных лодок. Р. Эквиллей, работавший на французском заводе по постройке подводных лодок, разработал свой проект, который не был принят французским правительством. Тогда он предложил чертежи Германии, не имевшей ещё ни одной подводной лодки и потому согласившейся построить небольшую, чисто электрическую лодку всего 16 тонн водоизмещением.
С началом русско-японской войны император Вильгельм II подарил её России. Лодку, названную «Форель», доставили в Кронштадт, а по обучении личного состава, состоявшего из командира и четырех человек команды, отправили во Владивосток.
В том же 1904 году, как бы в благодарность за подарок, [153] Германия получила заказ на три лодки 210/235 тонн водоизмещением, скоростью на поверхности 11 узлов, под водой — 9 узлов, с быстротой погружения 5 минут и вооружением в виде одного носового аппарата.
«Камбала», «Карась» и «Карп» строились три года, так как немцы, не имея опыта в постройке подводных судов, всячески испытывали их и не выпускали до тех пор, пока не получили данные для проектирования своей первой подводной лодки, которая, конечно, оказалась лучше наших.
Таким образом, на русские деньги немцы учились подводному плаванию, а потому сразу же смогли приступить к постройке основного типа, из которого создавался подводный флот, чуть было не обеспечивший Германии победу в войне 1914–1918 годов.
В том же 1907 году на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге были заложены «Минога» 123/144 тонны и «Акула» 370/475 тонн проекта Бубнова (чертежи обеих лодок были разработаны ещё в 1906 году). Последняя из них до 1915 года оставалась самой быстроходной, сильно вооруженной и обладающей наибольшим районом плавания (2500 миль) подводной лодкой русского флота. «Минога» была принята в казну в конце 1909 года, «Акула» — весной 1911 года.
Поздней осенью 1907 года управление всем подводным плаванием было передано главному инспектору минного дела, и при нём был образован отдел подводного плавания во главе с капитаном 1 ранга М.Н. Беклемишевым.
В 1908 году в Николаеве приступили к постройке первого в мире подводного минного заградителя «Краб» 512/752 тонны проекта М.П. Налетова. Так как конструктор до этого не построил не только ни одного судна, но даже простой баржи (обладатель этой блестящей идеи был в Порт-Артуре во время его осады японцами железнодорожным техником), постройка затянулась до лета 1915 года и «Краб» обладал многими недостатками, а потому получил у личного состава наименование «коробка сюрпризов» (только с течением времени усилиями своего личного состава сюрпризы эти постепенно были уничтожены).
В том же 1908 году вступила в строй построенная в [154] Санкт-Петербурге на добровольные пожертвования опытная подводная лодка системы С.К. Джевецкого, использовавшая бензиновый двигатель не только при плавании на поверхности, но и при ходе под водой («Почтовый»).
Никакой выгоды от замены батареи электрических аккумуляторов баллонами со сжатым воздухом для работы бензиномотора под водой не получилось, кроме того, за лодкой при подводном ходе тянулся яркий, далеко видимый след от пузырьков отработанного газа, по которому «Почтового» легко было заметить издали. В 1913 году подводная лодка «Почтовый» была исключена из списков флота.
Весной 1908 года по случаю осложнений отношений с Турцией в Севастополь перевезли из Либавы лодки германского типа («Карп», «Карась», «Камбала»), и на Черном море был образован дивизион из пяти подводных лодок (вместе с отправленными в 1907 г. подводными лодками «Судак» и «Лосось». — Ред.).
Для удобства перевозки по железным дорогам их корпуса состояли из отдельных отсеков, соединенных между собой на болтах с гайками, вследствие чего продольное крепление «Карпа», «Карася» и «Камбалы» было слабовато.
Соединительные фланцы, болты, гайки быстро ржавели и проедались находившейся в трюмах соленой водой, что тоже ослабляло корпуса судов, и к началу Великой войны командиры этих лодок имели секретное приказание не уходить под воду более чем на 60 футов (18,3 м) от поверхности.
29 мая 1909 года в Черном море во время ночной учебной атаки на возвращавшуюся в Севастополь эскадру подводная лодка «Камбала», идя в полупогруженном положении, попала под таран головного броненосца «Ростислав». Лодка была, разрезана пополам и погибла, унеся с собой 20 человек; спасся только один командир, находившийся на верхней палубе подводной лодки.
«Камбала» шла под управлением начальника дивизиона капитана 2 ранга Н.М. Белкина, который ввиду отказа командиров подводных лодок ходить ночью под перископом пожелал доказать возможность этого и собственной жизнью заплатил за такое заблуждение.
В том же 1909 году, после бесконечных переделок, строившиеся [155] с 1904 года на Балтийском заводе в Петербурге «Макрель» и «Окунь» типа Бубнова в 140/177 тонн были, наконец, сданы в казну и прибыли в Порт Императора Александра III (Либава).
Летом 1910 года «Форель», идя на бортовом буксире подводной лодки «Плотва», была залита волной, образовавшейся от хода, и затонула в проливе Босфор Восточный (Владивосток). Жертв не было, лодку подняли, но ввиду её полнейшей непригодности для боевых целей исключили из списков флота.
Осенью 1911 года на Балтийском море была образована бригада подводных лодок под командой контр-адмирала П.П. Левицкого. К началу Великой войны она состояла из 1-го дивизиона: «Акула», «Минога», «Макрель», «Окунь» (проекта Бубнова), 2-го дивизиона: «Аллигатор», «Дракон», «Кайман», «Крокодил» (типа Лэк) с их плавучими базами транспортами «Хабаровск» и «Европа».
В 1912 году в Николаеве были заложены «Морж», «Тюлень», «Нерпа» 630/784 тонны, 16/12 узлов (типа Бубнова), а в следующем году — «Кит», «Нарвал», «Кашалот» 621/750 тонн, 16/12 узлов (типа Голланд).
В том же 1912 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге приступили к постройке спасательного судна «Волхов» специально для подъема затонувших подводных лодок водоизмещением до 800 тонн. «Волхов» являлся копией такого же спасательного судна германского флота «Вулкан» и, как и он, состоял из двух соединенных в носу и корме судов, между которыми поднималась подводная лодка. Две установленные на нём помпы для откачивания воды выбрасывали по 3 000 тонн в час каждая. Мощные лебедки обеспечивали подъем с глубины 30 саженей (54,9 м) в течение не более двух часов.
На «Волхове» имелись мастерская с полным оборудованием для производства необходимых работ под водой с помощью пневматики, лазарет на 30 человек, жилое помещение для команды одной подводной лодки, запасные каюты для офицеров, цистерны на 20 тонн нефти, запас смазочного масла для подводных лодок и т.п.
В 1913 году в Порту Императора Александра III подводная лодка «Минога» во время пробного после зимнего ремонта [156] погружения затонула со всем личным составом, но была поднята через 12 часов — жертв не было.
В том же 1913 году на только что построенном в Ревеле заводе Ноблесснер (Судостроительное акционерное общество «Ноблесснер». — Ред.) были заложены 12 подводных лодок типа Бубнова 650/784 тонны, 18/9,5 узла, а на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и в 1915 году Николаеве (в отделении Балтийского завода и Обществе Николаевских заводов и верфей. — Ред.) — остальные 12 лодок того же типа. (Для Балтийского моря: «Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк», «Ягуар», «Кугуар», «Рысь», «Львица», «Леопард», «Пантера», «Тур», «Тигр»; для Черного моря: «Орлан», «Буревестник», «Утка», «Гагара», «Пеликан», «Лебедь»; для Дальнего Востока: «Ерш», «Змея», «Форель», «Язь», «Угорь», «Единорог».)
Первые из них — «Барс» и «Гепард» — вступили в строй в июле 1915 года, то есть мы начали войну, имея на Балтийском море лишь одну бригаду из восьми устарелых (1904–1906 гг.), малого водоизмещения (123/144–410/482 тонны), тихоходных (6–12 узлов), с изношенными механизмами, медленно погружавшихся (3–5 минут) подводных лодок, личному составу которых и в голову не приходило, что когда-нибудь придется идти в бой на столь первобытных судах. 9 июля 1914 года, за десять дней до начала войны, на Бригаду подводных лодок Балтийского моря прибыл начальник оперативного отделения штаба командующего Морскими силами капитан 1 ранга А.В. Колчак. Под его председательством командиры и флагманские специалисты пришли к заключению, что быстрое усиление нашего флота возможно только путем срочной постройки ещё тридцати; — кроме уже строившихся — подводных лодок. Начавшаяся война не позволила осуществить это намерение. Несмотря на все это, личный состав справился со всеми затруднениями и с честью вышел из всех испытаний военного времени.
На Черном море к началу войны 1914 года было всего лишь четыре столь же устарелых лодки, пригодных только для учебных целей, а во Владивостоке — девять («Дельфин», «Осетр», «Кефаль», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат», «Налим», «Касатка», «Сом», «Щука»), из коих три [157] («Дельфин», «Осетр», «Кефаль») вследствие своего медленного погружения (20 минут) не имели никакого боевого значения, а две («Сом» и «Щука») по своим малым размерам годились только для охраны узкостей.
В 1912 году Военно-инженерное ведомство пожелало обзавестись собственным подводным флотом для обороны Кронштадта и заказало Невскому судостроительному заводу в Санкт-Петербурге три подводные лодки типа Голланд 33/44 тонны, которые с началом войны передало Морскому ведомству.
Эти подводные недоразумения (подводные лодки № 1, № 2 и № 3) нигде не находили себе применения и «плавали» преимущественно по железным дорогам. Побывали в Финском и Рижском заливах, Соэлозунде, на Дунае, на Белом море, но слишком малое водоизмещение, хрупкие, постоянно ломавшиеся дизель-моторы в 50 сил и абсолютно никуда не годные щелочные электрические аккумуляторы системы Эдисона сводили их деятельность к нулю.
Строившаяся на заводе ФИАТ в Специи подводная лодка «Святой Георгий» в 350 тонн из-за начавшейся в 1914 году войны осталась было в Италии и только в 1917 году, совершив тяжелый, но блестящий переход вокруг всей Европы под командой старшего лейтенанта Ризнича, была приведена своим русским личным составом в Архангельск.
В декабре 1914 года на Черном море была образована бригада подводных лодок. Зимой 1914/15 года по предложению начальника Морского генерального штаба адмирала Русина плавающим составом подводного флота Балтийского и Черного морей были разработаны задания для постройки новых подводных лодок.
По согласовании этих заданий был объявлен конкурс, на котором лучшими оказались проекты американской фирмы Голланд в 950 тонн и итальянской фирмы ФИАТ в 920 тонн на поверхности. Кроме того, считая необходимым развивать русский тип корабельного инженера генерал-майора Бубнова, лодки которого до этого времени являлись лучшими в нашем флоте, комиссия решила заказать несколько лодок его типа водоизмещением 970 тонн на поверхности.
Поздней осенью 1915 года рассмотрение проектов было закончено, и в 1916 году четыре русских завода получили заказ на постройку первых подводных лодок, часть которых [158] должна была вступить в строй в конце 1917 года, а часть — в начале 1918 года. Всего же по утвержденной в марте 1915 года программе подводного судостроения Россия к 1920 году должна была иметь 112 совершенно готовых погружающихся корабля и, кроме того, два опытных судна, служащих для всестороннего развития принятых типов, — всего 114 подводных судов. Вследствие ожидавшегося вступления в строй новых подводных лодок программы 1912 года Бригада подводных лодок Балтийского моря 4 мая 1915 года была развернута в дивизию.
Основные элементы подводных миноносцев вновь принятого типа Голланд были следующие. Водоизмещение на поверхности — 950 тонн, под водой — 1200 тонн; длина — 250 футов, ширина 24 фута, углубление — 11 футов. Скорость на поверхности — 16 узлов, под водой — 9 узлов. Для хода на поверхности имелись четыре дизель-мотора по 550 сил каждый, из них два непосредственно на гребном валу, а два других работали на динамомашины, посылавшие свой ток в главные электромоторы на тех же гребных валах.
Район подводного плавания и подводная скорость исходили из требования, чтобы подводные миноносцы могли пройти пятиузловым ходом не менее 100 миль.
Быстрота погружения из полного надводного положения — одна минута; из крейсерского, при котором часть цистерн могла быть заранее наполнена, причем судно могло идти под двумя дизель-моторами, — всего двадцать секунд.
Прочность корпуса была рассчитана на погружение в 300 футов (93 м). Перископов — три.
Вооружение: два 100-мм орудия, одно 57-мм противоаэропланное и двенадцать минных аппаратов, из них восемь — трубчатые (четыре в носу, два в корме и по одному траверзному с борта) и четыре — наружные откидные Джевецкого-Подгорного.
На лодках предполагалось применить все усовершенствования, выработанные практикой войны: защиту от запутывания в сетях, безопасный проход под минными заграждениями и т.п., а также новейшую систему радиотелеграфа старшего лейтенанта П.Е. Стогова, работающую на подводном ходу на любой глубине, и наконец приборы подводной сигнализации.
Так как большой район плавания вынуждал эти подводные [159] миноносцы долго держаться в море, были приняты меры для увеличения обитаемости и предоставления личному составу наибольшего комфорта.
Поздней осенью 1915 года из Америки прибыли в разобранном виде 12 подводных лодок типа Голланд (АГ) в 360 тонн, из коих пять было оставлено для Балтийского моря, остальные отправлены в Севастополь.
Балтийские лодки вступили в строй осенью 1916 года, а из черноморских до революции успели собрать только две («Утку» и «Гагару». — Ред.), что объяснялось трудностями их перевозки по забитым грузами железным дорогам.
Успешная и разносторонняя деятельность подводных лодок в кампанию 1915 года дала толчок к дальнейшему развитию типов подводных судов.
В течение 1916 года плавающим составом были выработаны задания для постройки подводных крейсеров 3 000 тонн водоизмещением под водой, способных держаться в море во всякую погоду и обладающих большим ходом при плавании на поверхности воды.
На конкурсе проектов лучшими из представленных оказались проекты завода Ноблесснер в Ревеле и казенного Балтийского судостроительного и механического завода в Петрограде.
Проекты оказались настолько хороши, что комиссия затруднилась дать предпочтение тому или другому и, поделив первую и вторую премии поровну между заводами, решила построить оба, чтобы по всестороннем испытании начать серийную постройку лучшего типа.
Наряд на постройку подводных крейсеров был дан 9 декабря 1916 года. Элементы их были следующие.
Водоизмещение на поверхности — 2 тысячи тонн, под водой — 3 тысячи тонн; длина 328 футов (100 м), ширина 31 фут (9,5 м), углубление 13 футов (4 м).
Скорость на поверхности 20, под водой — 10 узлов; быстрота погружения из полного надводного положения одна минута, из крейсерского, т.е. частью заполненных водой цистерн, при которых лодка могла идти под дизель-моторами, — 15–20 секунд.
Два дизеля по 2000 сил каждый стояли непосредственно на гребных валах, два других, по 1350 сил каждый, стояли [160] в стороне и работали на динамомашины, посылавшие ток в главные электромоторы мощностью 800 сил каждый, находившиеся на гребных валах.
Запас топлива состоял из 150 тонн нефти, кроме того, две цистерны главного балласта были приспособлены для приема ещё 170 тонн, потому район плавания на поверхности был от 6 до 12 тысяч миль. Район плавания под водой при пятиузловом ходе составлял 150 миль, при трёхузловой скорости — 300 миль.
Четыре 100-мм орудия, установленных попарно спереди и сзади рубки, и две 57-мм противоаэропланные пушки позволяли при встрече с неприятельскими миноносцами и даже легкими крейсерами противника быть всегда в выгодном положении.
Девятнадцать минных аппаратов, из которых 13 — трубчатых (четыре в носу, три в корме и шесть траверзных по три с каждого борта) и 6 — наружных откидных (по три с каждого борта) системы Джевецкого-Подгорного, составляли минное вооружение.
Прекрасно разработанная система водонепроницаемых перегородок и тройное дно обеспечивали в случае подрыва на мине принятие крейсером до 25 тонн воды.
Различные приспособления, предложенные русскими подводниками, и разработанная флагманским корабельным инженером Дивизии подводных лодок Балтийского моря штабс-капитаном И.И. Бохановским система защиты корпуса от снарядов и таранных ударов неприятельских кораблей придавали русскому подводному крейсеру особую живучесть и создавали из него мощную боевую единицу.
Тем временем боевая обстановка предъявляла все новые и новые требования, поэтому в конце 1916 года на Балтийском заводе приступили к переделке строившихся там подводных лодок типа Бубнова в 650 тонн «Ерш» и «Форель» в подводные минные заградители.
Летом 1917 года на испытаниях в Ревеле «Ерш» дал отличные результаты; он обладал столь высокими боевыми качествами, что равного ему в то время не было ни в одном иностранном флоте.
«Ерш» ещё не был готов, когда выяснилась необходимость иметь в Балтийском море небольшие подводные заградители. [161] Плавающему личному составу пришлось срочно вырабатывать новые задания, и в конце 1916 года Русско-Балтийскому заводу в Ревеле был дан наряд на постройку четырех подводных минных заградителей 235 тонн водоизмещением, несущих 16–20 мин заграждения каждый. Заградители требовались так срочно, что на их постройку дано было всего семь месяцев.
Наконец, в том же 1916 году тем же плавающим составом нашего подводного флота были выработаны задания для постройки больших подводных минных заградителей на 150 мин заграждения, расположенных внутри прочного корпуса и доступных осмотру перед постановкой.
Элементы этих великолепных судов были следующие. Водоизмещение на поверхности — 1700 и под водой — 2600 тонн; длина — 300 футов, ширина — 30 футов, углубление — 12 футов. Полный ход на поверхности 15, под водой — 9 узлов. Район плавания на поверхности — 7 тысяч миль — в случае надобности мог быть увеличен вдвое путем приема нефти в специально приспособленные для этого цистерны водяного балласта. Под водой заградитель мог пройти пятиузловым ходом 150, трёхузловым — 300 миль.
Кроме 150 мин заграждения, его вооружение состояло из двух 100-мм орудий, 57-мм противоаэропланной пушки, двух трубчатых торпедных аппаратов в носу и двух таких же в корме.
Так как заградителю предстояло действовать не только в открытом море, но, главным образом, у берегов противника, особое внимание конструкторов было обращено на его снабжение возможно лучшей системой ограждений и отводов для предохранения от запутывания в сетях, приспособлениями для прорезания этих сетей, подсечки минрепов неприятельских мин заграждения и т.п.
Проекты русских подводных миноносцев, подводных минных заградителей и подводных крейсеров, разработанные русскими корабельными инженерами по заданию русских же офицеров подводного плавания, оставляли далеко позади своих современников во всех флотах мира.
Как это бывало не раз и раньше, Россия снова делала гигантский скачок вперёд, и, не случись революции, уже в 1920 году она обладала бы первоклассным, совершенно новым, составленным из великолепных судов подводным флотом более 100 000 тонн водоизмещением. [162]
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи