Образовательный уровень
Как уже говорилось в главах, посвященных комплектованию и подготовке офицерского корпуса, прохождение офицерами курса военно-учебных заведений стало достаточно массовым явлением лишь в первой половине XIX в. Поэтому образовательный уровень офицерства в основном соответствовал тому, который был характерен для высшего сословия российского общества того времени и какой обеспечивало домашнее образование или имевшиеся учебные заведения. Специальное военное образование приобреталось большинством офицеров непосредственно на службе (основная масса их производилась из вольноопределяющихся). Это соотношение на 1862 г. показано в таблице 80.
К середине XIX в. до поступления на действительную военную службу большинство офицеров обучались в различных учебных заведениях, меньшая часть воспитывались дома. Качество домашнего образования могло быть очень разным в зависимости от условий и достатка семьи в одних случаях могло превосходить получаемое в гимназиях и университетах, в других быть достаточно элементарным. Поэтому о нем в целом трудно сказать что-нибудь определенное. Что касается учебных заведений, то в большинстве случаев это были кадетские корпуса и в меньшинстве гражданские учебные заведения различных типов. О распределении офицеров по полученному образованию (как до поступления на службу, так и специальному военному в 60-х гг. XIX в.) дает представление таблица 81{282}.
Учреждение в 60-х гг. юнкерских училищ позволило полностью решить уже к середине 70-х гг. проблему военного образования офицеров, однако затем встала задача его улучшения, поскольку юнкерские училища по качеству подготовки значительно уступали военным училищам. Задача эта решалась путем перевода части юнкерских училищ на военно-училищный курс с перспективой преобразования их в военные училища (см. главу III). Военное училище должно было стать основным звеном военного образования. Идеальная схема представлялась таким образом: молодой человек, получивший общее среднее образование в кадетском корпусе или гимназии, поступал в военное училище, где получал специальное военное образование, которое затем дополнял прохождением курса офицерских школ (стрелковой, кавалерийской и т.п.), а при необходимости обучением в одной из академий. В этом направлении и развивалась система образования. К 1896 г. процент офицеров, окончивших военные училища, составлял (Варшавский военный округ): в гвардейской артиллерии 100%, гвардейской кавалерии 94,5, гвардейской пехоте 86,3, армейской артиллерии 91,4, инженерных войсках 97,6, армейской пехоте 18,9, стрелковых частях 43,7, резервной пехоте 10,8 и в крепостной пехоте 8,1%. В 1898-1901 гг. доля окончивших военные училища поднялась с 51 до 60%, а доля окончивших юнкерские училища соответственно упала с 49 до 40%{283}.
Довольно значительное число старших офицеров и генералов получали образование в одной из военных академий. Среди полковников на 1903 г. таких было 775 (29%), в том числе Академию Генерального штаба окончили 343, юридическую 137, артиллерийскую 118, инженерную 177. Окончание академии значительно убыстряло карьеру: если офицеры без академического образования получали чин полковника в среднем через 25,8 года службы, то окончившие академии через 19,5 года (в том числе Генштаба 18,5, юридическую 18,2, артиллерийскую 21,5, инженерную 21,5). Среди генералов (1902 г.) академии окончили 684, или 49% (Генштаба 366, юридическую 89, артиллерийскую 129, инженерную 100), в том числе среди полных генералов 59,6%.
Академическое образование имели 55% командующих войсками военных округов, 50% командиров корпусов и 49% начальников дивизий. (Большинство генералов, кстати, получили оптимальный тип военного образования «кадетский корпус военное училище». Кадетские корпуса (военные гимназии) окончили 50% полных генералов, 74% генерал-лейтенантов и 55% генерал-майоров.) Правда, имея неплохое образование, некоторая часть генералитета не имела достаточного строевого ценза, в частности из 46 начальников дивизий не командовали ротами 22, батальонами 14, полками 8, бригадами 13. К концу XIX началу ХХ в. вследствие редкости в это время крупных военных действий большинство офицеров не имели боевого опыта: даже среди полковников участвовали в войнах только 50%, среди генералов 58% (49% из них имели боевые отличия, 8% были ранены и 8% стали георгиевскими кавалерами){284}.
Ко времени мировой войны уровень военного образования офицерского корпуса стал приближаться к оптимальному. К этому времени все юнкерские училища были преобразованы в военные училища, но в армии оставалось еще довольно много офицеров, заканчивавших в свое время юнкерские училища. Очень незначительная часть офицеров (как правило, с гражданским высшим образованием) не проходили курса военных училищ, получив чин по экзамену. Данные об образовательном уровне офицерского корпуса за предвоенные годы приводятся в таблице 82{285}.
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Книги, документы и статьи