Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Подводники

——— • ———

Краткий очерк развития русского подводного флота

1 • 2

Примечания

В авторском оглавлении стоит под № 32, заключая книгу «Подводники». Печатается по машинописи с авторской правкой (32 с., документальный фонд Центрального музея Вооруженных Сил). Статья В.А. Меркушова на ту же тему под названием «Краткий обзор развития подводного плавания в России» была напечатана в «Ежемесячнике подводного плавания», вып. 6 (Петроград, июль 1917). Под настоящим названием с несколько отличным от машинописного текстом и сокращениями очерк был опубликован в журнале «Часовой», № 99, Париж, 1933, с. 13–17. В 1998 г. статья из «Ежемесячника» была напечатана в альманахе «Подводный флот» (№ 1, СПБ.) с включением в неё фрагментов из «Краткого очерка» по тексту указанного номера «Часового». В настоящей публикации даты уточнены по указанной выше статье В.А. Меркушова и документальным источникам.

С. 143 …американского типа Галланд… — американский инженер-конструктор Джон Филип Холланд (J.P. Holland, 1840–1914), начавший в 1875 г. работы по созданию подводных лодок (в русской исторической литературе фамилия писалась как Галланд). В начале 1900-х гг. фирма Холланда («Holland Torpedo Boat Co.») строила по своему проекту подводные лодки как для американского флота, так и для продажи другим государствам. В 1901–1902 гг. в строй вступили лодки 9-го проекта (тип «Фультон») водоизмещением 105/122 т, глубиной погружения до 30 м, вооруженные одним торпедным аппаратом.

С. 143. у нас тоже решили обзавестись подводными лодками, и в конце 1900 года была назначена комиссия… — 22 декабря 1900 г. по докладу председателя Морского технического комитета вице-адмирала И.М. Дикова управляющим Морским министерством вице-адмиралом П.П. Тыртовым был утвержден состав комиссии «для проектирования полуподводных судов в составе старшего помощника судостроителя Бубнова (по кораблестроению), помощника старшего инженера-механика Горюнова (по механике) и лейтенанта [494] Михаила Беклемишева (по электротехнике) вследствие выраженного ими предварительного согласия добровольно и охотно посвятить себя решению этого вопроса».

Бубнов Иван Григорьевич (1872–1919). Окончил Техническое училище Морского ведомства (впоследствии — Морское инженерное училище Императора Николая I) со званием младшего помощника судостроителя и занесением на мраморную доску (1891). Участвовал в постройке эскадренных броненосцев «Полтава» и «Сисой Великий» (1891–1893). Окончил Николаевскую морскую академию (по кораблестроительному отделению, 1896). Штатный преподаватель Николаевской морской академии (1897), ординарный профессор (1910), заслуженный профессор (1916). Экстраординарный профессор по кафедре строительной механики Политехнического института (1904), ординарный профессор (1909). Автор монографии «Строительная механика корабля» (ч. I — 1912, ч. II — 1914).

Переаттестован в подполковники корпуса корабельных инженеров, офицер подводного плавания (1907). За отличие по службе произведен в полковники (1909) и генерал-майоры (1912).

Разработал проекты подводных лодок «Дельфин» (1901, совместно с И.С. Горюновым и М.Н. Беклемишевым), «Акула» (1905, совместно с М.Н. Беклемишевым), «Минога» (1905), «Морж» (1910), «Барс» (1912), проект подводной лодки водоизмещением 971 т (1916).

Руководил проектированием линкоров «Севастополь» (1908) и «Император Николай I» (1914); завершил проект переделки линейных крейсеров типа «Измаил» в пассажирские суда (1919).

По его словам из заявления, написанного 7 февраля 1919 г. в связи с установлением «чрезвычайно-революционного налога в сумме одного миллиона рублей», с 1897 г. «по сделанным мной чертежам и проектам было построено на разных заводах 47 боевых судов, среди которых имеется 36 подводных лодок, в том числе первая боевая лодка Русского флота — «Дельфин».

В память И.Г. Бубнова установлены мраморные доски: в Нижнем Новгороде на здании реального училища, которое он окончил, и в Санкт-Петербурге на здании дома № 13 по 16-й линии Васильевского острова, где он жил. Именем И.Г. Бубнова были названы два судна: танкер «Иван Бубнов» (1975) и контейнеровоз «Профессор Бубнов» (1985). В 1999 г. в Санкт-Петербурге вышла монография И.Р. Рассола «Иван Григорьевич Бубнов. Жизнь и творчество 1872–1919».

Горюнов Иван Семенович (1869–1932). Окончил Техническое [495] училище Морского ведомства (1890) и Николаевскую морскую академию (по механическому отделению, 1894). Вместе с И.Г. Бубновым и М.Н. Беклемишевым состоял в комиссии по проектированию подводной лодки «Дельфин» (декабрь 1900 — октябрь 1901). В октябре 1901 г. назначен отделенным начальником и преподавателем Морского инженерного училища Императора Николая I. Инженер-механик капитан 1 ранга (1913). С 1915 г. состоял помощником заведующего строевой и хозяйственной частью названного училища. Инженер-механик генерал-майор (за отличие по службе, 28 июля 1917).

Беклемишев Михаил Николаевич (1858–1936). Окончил Техническое училище Морского ведомства (1879) кондуктором флотских штурманов, прапорщик корпуса флотских штурманов (1880). Окончил также Минный офицерский класс (1884) и Николаевскую морскую академию по двум отделениям: механическому (1890) и кораблестроительному (1891). Переведен во флот мичманом (1891), произведен в лейтенанты за отличие по службе (1894). В 1891–1898 гг. был минным офицером и командиром нескольких миноносцев на Балтике. В 1896–1902 гг. преподавал в Минном офицерском классе. С декабря 1900 г. состоял в комиссии по проектированию подводной лодки «Дельфин», став её первым командиром (сентябрь 1902).

В сентябре 1904 г. сдал командование «Дельфином» в связи с назначением временно исполнять обязанности заведующего подводным плаванием; координировал заказы, поставку оборудования, испытания подводных лодок и их отправку на Дальний Восток.

В мае 1905 г. совместно с И.Г. Бубновым представил проект подводной лодки «Акула». В том же году участвовал в формировании Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Офицер подводного плавания по первому списку 1907 г. В 1908–1909 гг. заведовал отделом подводного плавания Морского технического комитета. В 1910 г. вышел в отставку с чином генерал-майора флота. Жил в Санкт-Петербурге, преподавал в Политехническом институте и состоял консультантом Балтийского завода.

С. 143. …чертежи подводной лодки 113 тонн водоизмещением… — 3 мая 1901 г. И.Г. Бубнов доложил главному инспектору кораблестроения Н.Е. Кутейникову о результатах разработки проекта подводной лодки 130 т водоизмещением. 3 июля того же года Морской технический комитет утвердил представленный проект и рекомендовал «безотлагательно приступить» к постройке лодки. Наряд на постройку был дан Балтийскому судостроительному [496] и механическому заводу в Санкт-Петербурге 9 июля 1901 г. «с условием сохранения в совершенном секрете всех документов и расчетов, относящихся до постройки». Подводная лодка строилась как «Миноносец № 113».

С. 143. …И.С. Горюнову… пришлось уйти. – Официально в начале октября 1901 г. И.С. Горюнов прервал свою работу в комиссии в связи с нехваткой в Морском инженерном училище, где он числился на службе, преподавателей для чтения лекций. В комиссии его заменил А.Д. Долголенко, помощник конструктора механической чертежной (конструкторского бюро. — Ред.) Балтийского судостроительного и механического завода.

С. 144. И.Г. Бубнов… предложил построить более разработанную лодку… – 23 октября 1903 г. И.Г. Бубнов представил главному инспектору кораблестроения проект новой подводной лодки, разработанный им совместно с М.Н. Беклемишевым, — «подводного миноносца № 140». Головная лодка этого проекта получила наименование «Касатка».

С. 144. …типа Лэк… — см. Примечания к очерку «Строители».

С. 144. Боткин Александр Сергеевич (1866–1936). Сын Сергея Петровича Боткина (1832–1889), выдающегося русского медика, педагога и ученого. Окончил Военно-медицинскую академию с занесением на мраморную доску (10.11.1890), доктор медицины (25.01.1892). В мае 1892 г. переведен в Морское ведомство с назначением младшим судовым врачом на крейсер «Рында». Мичман по экзамену (13.12.1893), продолжал до 1894 г. службу на том же крейсере вахтенным начальником. В 1895–1896 гг. состоял помощником начальника Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря (на парусной барже «Лейтенант Скуратов» и пароходе «Лейтенант Овцын»). Руководитель экспедиции А.И. Вилькицкий назвал его именем мыс в бухте Находка Обской губы Карского моря. Лейтенант за отличие по службе (6.12.1896). Зимой 1897 г. участвовал в исследовании озера Байкал в экспедиции Ф.К. Дриженко (на пароходе «Иннокентий»). В 1898 г. снова был помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана А.И. Вилькицкого (на пароходе «Пахтусов»), в том же году в Санкт-Петербурге выпустил книгу «Материалы по изучению Обской губы Енисейского залива». В 1900 г. находился в Минном и Артиллерийском отрядах Балтийского моря. В 1903 г., состоя прикомандированным к Главному морскому штабу, спроектировал и начал строить полуподводное судно «с особыми приспособлениями для ныряния». Осенью 1905 г. производил опытную эксплуатацию [497] своей лодки «Челим» во Владивостоке. В декабре 1905 г. вышел в отставку с чином капитана 2 ранга.

Приходился родным братом лейб-медику Евгению Сергеевичу Боткину, расстрелянному вместе с царской семьей в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Во время Гражданской войны, выехав из Крыма, представлял белое правительство в Париже и Риме. С 1923 г. обосновался в Италии, сначала под Римом, позже в Сан-Ремо, занимался медициной. Скончался в марте 1936 г. (его жизни посвящена книга: Battistelli Zaoli A. Aleksandr Sergeevic Botkin. San Remo, 1998).

С. 144. Янович Сергей Александрович (1877–1935). Окончил Морской кадетский корпус (1897). Вахтенный начальник на транспорте «Камчадал» и минном крейсере «Гайдамак» (1898–1899). Участник похода в Китай (1900–1901), после чего состоял преподавателем офицерского класса Учебно-артиллерийского отряда. В 1902 г. начал разработку проекта погружающегося судна («катера малой видимости»), который представил на рассмотрение в феврале 1904 г. Лодка проекта С.А. Яновича строилась в Санкт-Петербурге на заводе Лесснера, в июне 1904 г. прошла испытания и в марте 1905 г. была зачислена в состав флота под названием «Кета». Её командиром 24 марта был назначен лейтенант С.А. Янович. Лодка предназначалась для защиты во взаимодействии с береговыми батареями ближних подступов к Николаевску-на-Амуре. 1 июля 1905 г. «Кета» под командой лейтенанта Яновича в проливе Невельского обнаружила два японских миноносца и вышла на них в атаку. В 10 кабельтовых от цели лодка села на неотмеченную на карте мель, однако японские миноносцы, заметив ее, легли на обратный курс и более не предпринимали попыток проходить проливом Невельского. С 3 июня по 20 сентября 1905 г. «Кета» совершила 170 выходов в море. С.А. Янович командовал «Кетой» до осени 1906 г., после чего был переведен на службу в Особую комиссию по организации прибрежной обороны, был управляющим делами по строительству Амурской флотилии. В декабре 1908 г. зачислен в береговой состав. Капитан 2 ранга (1913). С января 1916 г. состоял в распоряжении помощника морского министра. К 25 октября 1917 г. оставался в чине капитана 2 ранга.

В советское время работал техником на строительстве Волховской ГЭС, а позже, до выхода на пенсию в 1934 г., — инженером в отделе главного механика Кировского завода в Ленинграде.

С. 149. Джевецкий Степан Карлович (1843–1938). Родился в знатной дворянской семье, владевшей поместьями на Волыни, [498] имением в Одессе на берегу Черного моря, домом в Варшаве. Образование получил в «Эколь Сентраль» — парижском Центральном инженерном училище. С началом русско-турецкой войны поступил охотником в Черноморский флот и был назначен на вооруженный пароход «Веста». Пароход под командой капитан-лейтенанта Н.М. Баранова отличился 11 июля 1877 г. в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд», в течение пяти часов преследовавшим «Весту», но из-за попаданий снарядов русского парохода вынужденным отказаться от погони и выйти из боя. За проявленный героизм оставшаяся в живых команда «Весты», в том числе и С.К. Джевецкий, была награждена Георгиевскими крестами 4-й ст.

По окончании войны продолжил разработку проекта подводной лодки, которую начал в 1876 г. Первая опытная лодка его конструкции была построена в 1878 г. в Одессе и испытана им на Одесском рейде. Вторая опытная лодка была построена в 1879 г. в Санкт-Петербурге, а весной 1881 г. удачно продемонстрирована самим автором проекта императору Александру III и императрице Марии Федоровне в Гатчине на Серебряном озере. Результатом этого стало строительство в 1881–1883 гг. по проекту С.К. Джевецкого пятидесяти лодок для прибрежной обороны. Всего им было предложено шесть проектов подводных лодок.

В 1892–1896 гг. при участии А.Н. Крылова разработал проект т.н. «водобронного миноносца» — полупогружающегося корабля, защищенного от артиллерийских снарядов погружением основного корпуса в воду. В проекте предлагалось вооружить «миноносец» самодвижущимися минами (торпедами), выпускавшимися из наружных торпедных аппаратов предложенной им в 1892 г. конструкции (после ряда усовершенствований аппараты Джевецкого были приняты на вооружение в русском и французском флотах и применялись вплоть до конца Первой мировой войны).

В 1905 г. выдвинул идею использования единого двигателя для надводного и подводного хода подводной лодки, которая была осуществлена в 1906 г. на построенной в Санкт-Петербурге опытной лодке «Почтовый».

С 1892 г. С.К. Джевецкий жил и работал во Франции, поселившись в предместье Парижа, однако связи с Россией не порывал. С 1882 г. состоял товарищем председателя воздухоплавательного отдела Русского технического общества, тесно сотрудничал с «отцом русской авиации» Н.Е. Жуковским. Перевел его труды на французский язык и способствовал их изданию во Франции. В [499] 1897 г. выдвинул теорию расчета гребного винта, использованную позже в расчетах винта воздушного. Основал в Париже мастерскую по производству авиационных винтов, а в 1910 г. в Санкт-Петербурге выпустил книгу «Воздушные винты». В 1912 г. на 4-й Международной воздухоплавательной выставке в Париже представил самолет оригинальной конструкции (с тандемным расположением крыльев). В последние годы жизни занимался чистой наукой — кинетической теорией газов, выступая с сообщениями в Парижской академии наук; последнее сообщение было сделано им за несколько дней до смерти. Скончался С.К. Джевецкий в возрасте 94 лет 23 апреля 1938 г.

Степану Карловичу Джевецкому посвящен одноименный очерк А.Н. Крылова, включенный в книгу его воспоминаний (Л., 1979). В мае 2004 г. С.К. Джевецкому в Одессе открыт памятник.

С. 144. …император Вильгельм II подарил России… подводную лодку… типа Эквиллей. — В марте 1904 г. Морское ведомство начало переговоры с германской фирмой Круппа о строительстве подводных лодок для России. В случае заключения договора фирма обещала передать в дар России опытную подводную лодку, построенную в 1903 г. на верфи «Германия» в Киле по проекту инженера Р. Эквиллея. В мае 1904 г. договор с фирмой Круппа на три подводные лодки («Камбала», «Карась», «Карп») был подписан, и России была также подарена обещанная лодка, зачисленная в состав флота под своим названием «Форель».

Раймон Эквиллей (Raymondo Lorenzo d'Equevilley-Montjustin), испанец по национальности, родился в Вене в 1873 г., окончил в Париже Школу кораблестроения (Ecole du Genie Maritime). Работал инженером в конструкторском бюро известной верфи «Форж и Шантье» в Тулоне, сотрудничал с французским судостроителем М. Лобёфом (M. Laubeuf). В 1902 г. предложил разработанный им проект подводной лодки верфи «Германия» в Киле. Новый владелец верфи Фридрих Крупп принял предложение, и в феврале того же года начались работы по строительству экспериментальной подводной лодки «Форель».

22 сентября 1905 г. парижская газета «Матэн» опубликовала интервью с М. Лобёфом, в 1904 г. построившим подводную лодку «Эгрет» (Aigrette). В нём он заявил, что чертежи французской подводной лодки неким «французским инженером» были переданы Германии, так что спущенная в Киле подводная лодка U-I — лишь копия «Эгрет». 26 сентября «Матэн» в интервью с немецким адмиралом Баррандоном назвала того, кто «якобы мог передать чертежи», — Раймона Эквиллея. Адмирал отверг подозрения в передаче [500] чертежей, заявив, что немецкая лодка похожа на французскую, только исходя из общих принципов строительства подводных судов, и что инженер Эквиллей, работая на верфи «Германия», лишь реализовывал накопленные знания и опыт. Скандал был замят, но Р. Эквиллей во Францию вернуться больше не смог.

До 1907 г. он работал на верфи «Германия», а позже занимался двигателями для подводных лодок. Представил верфи «АГ Везер» предложения по разработке универсального двигателя, которые были приняты, и в 1912 г. работы были начаты. Из-за возникших технических проблем они шли медленно и с началом мировой войны были остановлены. Дальнейшую судьбу Р. Эквиллея выяснить не удалось.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.