В мае 1908 года подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» в разобранном виде были перевезены по железной дороге из Либавы в Севастополь, где вместе с уже находившимися здесь подводными лодками «Судак» и «Лосось» образовали Отряд подводных лодок Черного моря. К концу лета лодки были собраны и приступили к практическим погружениям.
Весной 1909 года начались дневные атаки на входящие на севастопольский рейд военные корабли, после чего заведующий отрядом стал посылать лодки в ночные атаки, которые командиры вели, оставаясь на палубе полупогруженной лодки.
Все просьбы вести ночные атаки под перископом не имели никакого успеха, так как командиры считали невозможным пользоваться им в темное время суток и не желали рисковать своими подводными лодками и людьми. Тогда заведующий отрядом капитан 2 ранга Н.М. Белкин 2-й пожелал лично проверить возможность этого и ночью 29 мая 1909 года пошел на «Камбале» для атаки возвращавшейся в Севастополь эскадры.
Выйдя в назначенный час, подводная лодка «Камбала» погрузилась по палубу; командир её остался наверху, чтобы с помощью переговорной трубы корректировать управление лодкой, находившееся в руках заведующего отрядом, стоящего у перископа.
Темная ночь окутала полупогруженную «Камбалу» с сиротливо прижавшимся к рубке командиром. Крупная зыбь разбивалась у его ног; вдали виднелись яркие судовые огни.
Заведующий отрядом, стоя у перископа, давал указания рулевому. Вот уже показались темные силуэты кораблей, все ближе и ближе надвигались их мощные громады.
С помощью командира капитану 2 ранга Белкину удалось благополучно атаковать головной линейный корабль «Пантелеймон», но, пройдя на близком расстоянии по его борту, он почему-то бросился вдруг влево наперерез курсу эскадры, под нос второму линейному кораблю — «Ростиславу». [106]
— Право! Право на борт! — в ужасе крикнул командир в переговорную трубу. К сожалению, на флоте сохранялся ещё старый порядок, когда команда относилась к румпелю руля, а не к стороне, куда нужно было повернуть корабль.
Таким образом, когда надо было повернуть влево, рулевому командовали «право» и «право на борт», а если нужно было ворочать вправо, то приказывали класть руль «лево» и «лево на борт». На коммерческих судах обычай этот был давно уничтожен, и рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде «право» рулевой начинал вертеть штурвал вправо, и судно катилось вправо, если же штурвал вертели влево, то и корабль шел влево.
Только после гибели «Камбалы» рулевая проводка на всех военных судах была переделана по образцу коммерческого флота, и больше не могло быть никаких недоразумений. В данном же случае этот пережиток парусной эпохи сыграл роковую роль.
Видя неминуемое столкновение и желая отвести нос лодки вправо, командир отдал неверное приказание. Надо было скомандовать «лево на борт», и тогда нос «Камбалы» покатился бы вправо, и, быть может, столкновения удалось избежать. Теперь же подводная лодка попала прямо под таран «Ростислава», удар форштевня которого пришелся позади боевой рубки.
Раздался страшный удар, силой которого командир был сброшен в море. «Камбала» повалилась на левый борт, послышался треск лопающихся болтов и разрывающихся стальных листов обшивки корпуса. Потоки воды, сбивая с ног оглушенных, ничего не понимающих людей, хлынули внутрь.
«Камбала» разломилась на две части и скрылась в морской пучине на глубине 29 саженей, унося с собой заведующего отрядом капитана 2 ранга Белкина 2-го, вахтенного начальника мичмана Тучкова, кондуктора Сальникова и 18 матросов
Яркие лучи прожекторов «Ростислава» и других судов эскадры прорезали темноту и заметались во все стороны. Вскоре они сошлись в одной точке, обнаружив среди волн человека, отчаянно боровшегося за свою жизнь. Спущенная шлюпка подобрала находившегося в полубессознательном [107] состоянии командира и доставила его на флагманский корабль; других спасенных не было.
На следующий день, не приняв необходимых для такой большой глубины предосторожностей, спустили охотников из водолазов, причем один из лучших, Бочкаренко, на другой день скончался от вскипания крови. Дальнейшие спуски пришлось прекратить.
Попытки приподнять лодку тралом или стащить её с места успехом не увенчались. Тогда вызвали из Кронштадта начальника Водолазной школы, который, прибыв в Севастополь, приступил к подготовке водолазов для спусков на большую глубину. Когда они достаточно натренировались, начались работы по подъему «Камбалы».
Водолазы завели на носовую часть лодки подъемные концы, прикрепленные к полупогруженному кессону. Когда концы были обтянуты, из кессона откачивалась вода, лодка отделялась от грунта, и кессон вместе с лодкой буксировался к берегу до тех пор, пока лодка опять не ложилась на Дно.
Тогда снова затапливали кессон, обтягивали концы, выкачивали воду, лодка снова отделялась от грунта, снова кессон с лодкой буксировался к берегу и так до тех пор, пока не подтянули лодку вплотную к кессону.
9 сентября 1909 года кессон с носовой частью лодки был отбуксирован в сухой док, где из неё извлекли тела четырнадцати погибших. В рубке у штурвала лежал рулевой, заведующий отрядом лежал около перископа, мичман Тучков и остальная команда были сбиты ворвавшимся водяным потоком в самую оконечность и там нашли безвременную кончину. Их смерть была мгновенной
Поднятые тела похоронили в братской могиле на военном кладбище Севастополя. Над могилой в виде памятника на каменном цоколе установили подлинную рубку «Камбалы», в которой повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой. Кормовую часть так и оставили на дне моря. [108]
Примечания:
В авторском оглавлении стоит под № 24. Печатается по авторской машинописи (РГА ВМФ, ф. Р-2246, оп. 1, д. 85, л. 150). См. Примечания к «Краткому очерку развития русского подводного флота».
С. 107.
вызвали из Кронштадта начальника Водолазной школы. – Им был один из основоположников русского водолазного дела капитан 1 ранга Макс Константинович фон Шульц (1870–1917).
С. 107.
кессон вместе с лодкой буксировался к берегу
– Первоначально предполагалось поднять «Камбалу» с помощью плавучего крана. Однако мощность имевшегося в распоряжении подъемной партии крана не гарантировала успеха. Тогда участником партии известным специалистом по судоподъему, впоследствии видным деятелем ЭПРОНа Ф.А. Шпаковичем (1879–1964) был предложен оригинальный и вполне надежный способ — ввести лодку в док самим «поплавком»-кессоном, подтянув её к днищу «поплавка». Этот проект был блестяще реализован, и 9 сентября 1909 г. носовая часть «Камбалы» была поставлена в док.
Кормовую часть «Камбалы» предполагали поднять летом 1910 г., но работы так и не были осуществлены. Место нахождения кормовой части было утеряно, и летом 1932 г. водолазам ЭПРОНа так и не удалось её найти.
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи