В программу приемных испытаний подводной лодки «Сиг» входило погружение на проектированную максимальную глубину — 150 футов (около 46 м — Ред.). Тридцать лет назад (1905 г. — Ред.), так же как и теперь, нельзя было заранее убедиться в надлежащей прочности корпуса и приходилось погружаться со всем личным составом, рисковавшим в случае несчастья остаться на дне моря вместе с подводной лодкой.
На случай, если «Сиг» не выдержит давления воды на такой глубине (75 фунтов на каждый кв. дм поверхности корпуса), под него подвели 12-дюймовый канат, взятый петлей над рубкой.
В тихий и ясный летний день киллектор — небольшой пароходик, приспособленный для постановки и уборки рейдовых бочек и их мертвых якорей, — вышел в море. Найдя глубину 23 сажени (138 футов. — Ред.) милях в двадцати от берега, он стал на якорь с кормы. 12-дюймовый канат с его лебедки завели в петлю на подводной лодке и соединились с ней телефоном.
Конечно, эта мера была исключительно морального характера, так как в случае большой течи, не позволявшей лодке всплыть своими средствами, киллектор не смог бы поднять её на поверхность и «Сиг» все равно погиб бы со всем личным составом.
Когда все было готово, лейтенант и мичман перешли на «Сиг» представителями нашего Морского министерства. Главный корабельный инженер Пикок пошел на лодке, имевшей, как обычно, смешанную русско-американскую команду
— Готово?
— Готово!
— С Богом!..
Заработали бензиномоторы, накачивая воду в надстройку. «Сиг» погрузился по палубу.
— Стоп бензиномоторы! Дымовую трубу убрать!
Люк в рубке захлопнулся, лодка начала уходить под воду. Наблюдательный колпак скрылся, и только медленно разматывавшийся толстый канат и телефонный кабель указывали на её присутствие. [42]
Лившийся через иллюминаторы зеленоватый свет все темнел и темнел. Стоя на своих местах, все внимательно следили за показаниями глубиномеров.
50, 60, 70, 80, 100 футов
(15,2; 18,3; 21,3; 24,4; 30,4 м — Ред.)
Где-то в корме послышалось журчание воды. Бросились выяснять причину.
Оказалось, что один из швов обшивки корпуса пропускает воду.
— Велика ли течь? — спросил Пикок.
— Нет!..
— Можно продолжать погружение!
120 футов
(36,6 м — Ред.)
— В носу слезятся несколько заклепок! — послышался чей-то голос.
— Отметьте место! — спокойно приказал главный корабельный инженер.
В этот момент на мичмана, стоявшего под рубкой, широкой струей полилась вода. Подняв голову, он увидел, что из полуторадюймовой трубы с автоматическим клапаном хлещут целые потоки, так как наружное давление равнялось 60 фунтам на кв. дм.
Заглушки не было.
Недолго думая, мичман выхватил носовой платок и стал запихивать его в трубу. Сначала ничего не выходило, потом клапан стал на место, и течь прекратилась.
Тем временем «Сиг» продолжал погружение и остановился на глубине 137 футов (41,76 м — Ред.).
— Ол райт! Мы уже на дне! Хорошенько осмотреть всю лодку! — приказал Пикок.
Кроме отмеченных раньше мест, нашли ещё несколько слезящихся заклепок и пазов, которые обвели чернильным карандашом. Лейтенант сообщил главному корабельному инженеру о замеченном.
— Ура!.. Гип-гип-ура! — завопил американец. Остальные подхватили, и долго ещё на дне моря под слоем воды в 23 сажени гремело радостное «ура».
Лейтенант передал по телефону о всех неисправностях и получил разрешение остававшейся на киллекторе приемной комиссии начать подъем на поверхность.
Главный корабельный инженер схватился за клапан продувания [43] средней цистерны, зашипел сжатый воздух, выгоняя из неё воду, и подъем начался.
Откачав воду из надстройки и внутренних цистерн, «Сиг» дал ход. Подходя к заводу, Пикок во всю стену рубки написал мелом — «137».
С пристани неслось приветственное «ура!».
— Гип-гип-ура! — отвечали с подводной лодки.
Американцы и русские, довольные, что все обошлось благополучно, сошли на берег и разошлись по домам. [44]
Примечания:
В авторском оглавлении стоит под № 8. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 74, декабрь 1934, где публиковался в цикле под общим названием «Подводники».
Фут (англ., foot — ступня) — единица длины, равная 12 дюймам, или 0,3048 метра. В морских мерах длины (кабельтов, миля) составляет 1/6 сажени, 100 саженей = 1 кабельтов, 1000 саженей = 1 мор. миля. 137 футов составляют около 42 м.
Фунт — единица массы в системе английских мер, равная 0,454 кг.
С. 41.
лейтенант и мичман
— лейтенант А.О. Гадд и мичман В.А. Меркушов.
С. 42.
из
трубы с автоматическим клапаном
— В.А. Меркушовым была разработана новая конструкция автоматического клапана шахты судовой вентиляции, первые образцы которого в 1908 г. были установлены на русских подводных лодках (см. также Примечания к рассказу «Авария подводной лодки «Минога»).
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи