Важнейшим наряду с языком отличительным признаком русских немцев были их конфессиональная принадлежность и церковная жизнь. Подавляющее большинство русских немцев, а именно до 3/4 от общего числа, исповедовали лютеранство, поэтому расселение немцев в России повсюду естественным образом сопровождалось возникновением лютеранских общин и строительством их церквей.
Первые лютеране появились в России в XVI веке — столетии возникновения лютеранства, а именно в конце царствования Василия III (1505–1533). Это были ценные специалисты, главным образом, военные. Политику привлечения иностранных специалистов продолжил и Иван Грозный (1547–1584), причем многие из этих специалистов-лютеран попали в Россию в качестве военнопленных в период Ливонской войны (1557–1582). Вместе с сопровождавшими их проповедниками пленные были расселены в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Проповедники совершали богослужения, отправляли таинства, вели душепопечительскую работу для своих товарищей по несчастью. Так возникли первые лютеранские общины в России. К концу правления Ивана Грозного в Москве стало столь много лютеран, что царь разрешил им построить собственную церковь. Так, в 1576 году в Москве была воздвигнута первая лютеранская церковь в России, позже освященная во имя Св. Михаила. В XVII веке число лютеран в России постоянно увеличивалось, среди них были военные, пушкари, медно- и сталелитейщики, купцы, врачи, аптекари. О проживании лютеран и их пасторов имеются сведения для Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Перми, Тулы. В некоторых из этих городов в XVII веке строятся лютеранские церкви.
Принципиально новый этап проникновения лютеран в Россию принесла эпоха петровских преобразований. Громадное число лютеран переселилось в Россию в потоке иностранных специалистов, которым Петр I открыл поистине безграничный доступ в страну. В манифесте 16 апреля 1702 года среди многих привилегий Петр I наделил иностранцев свободой вероисповедания. Отныне они могли строить свои церкви и публично проводить богослужения со всеми таинствами и обрядами в любом месте города, а не как это было прежде в Москве — за городской чертой в Немецкой слободе. В XVIII веке лютеранские общины основываются в городах — пунктах интенсивной деятельности иностранных специалистов. Прежде всего это — Санкт-Петербург (моряки, корабелы, гидротехники, строители, управленцы), а также Екатеринбург (1720), Барнаул (1745), где концентрировались мастера горнорудного и литейного дела. Гарнизоны с большим количеством военных-лютеран предопределили возникновение лютеранских общин в Тобольске (1718), Иркутске (1720-е), Смоленске (1740), Казани (1767), Оренбурге (1767), Омске (1792), Полоцке и Могилеве (1775).
Новую громадную группу лютеран составили немецкие колонисты, привлеченные манифестом Екатерины II от 22 июля 1763 года. В результате политики Екатерины II, продолженной Александром I, были заселены безлюдные области в среднем и нижнем течении Волги, на юге Малороссии, в Бессарабии, Причерноморье и на Северном Кавказе, где возникли и многочисленные лютеранские общины со своими церквями.
Единые правовые основы существования и общие богослужебные правила дал российским лютеранам «Закон о евангелическо-лютеранской церкви в России» от 28 декабря 1832 года. В соответствии с ним все лютеранские общины объединялись в единую церковь, во главе которой стояла Генеральная консистория, подчинявшаяся через посредство министра внутренних дел императору. В составе Генеральной консистории было и так называемое «Особое заседание» для реформатских общин. В ведении Генеральной консистории было 8 консисториальных округов, шесть из которых располагались в Остзейских провинциях, а остальные два — Петербургский и Московский — охватывали практически всю империю: первый — запад Европейской части России и Украину, а второй — территорию от Москвы до Тихого океана. Новый закон обеспечивал лютеранской церкви государственную поддержку, а также способствовал развитию форм солидарной поддержки со стороны сильных общин слабым. Он дал мощный толчок в строительстве церковных зданий, образовательных и благотворительных учреждений лютеран. В этом же направлении действовала основанная в 1859 году «Вспомогательная касса для Евангелическо-лютеранских общин в России», которая также обеспечивала жалованье и пенсии духовенству и их семьям в отдаленных и бедных общинах.
По официальной церковной статистике на 1905 год в Санкт-Петербургском консисториальном округе было 117 приходов с 145 церквами, в том числе 107 каменными. 56 церквей располагались в городах, 89 — в сельской местности. В Санкт-Петербургском консисториальном округе проживала 641 тыс. лютеран, 390 тыс. из которых были немцы. В пределах Московского консисториального округа соответственно находилось 77 приходов с 142 церквами, 55 из них были каменные, 37 стояли в городах, 105 — в сельской местности. Общее число лютеран в Московском консисториальном округе достигало 459 тыс. человек, 411 тыс. в этом числе были немцами.
Самым крупным по числу проживавших лютеран городским центром в Российской империи, не считая, конечно, городов Остзейских провинций, являлся Санкт-Петербург. На 1905 год из его населения, равного примерно 1 млн. 300 тыс. жителей, лютеран насчитывалось 93 тыс. человек, в том числе 42 тыс. немецкого происхождения, или даже 45 тыс., если считать 3 тыс. членов Немецкой реформаторской общины.
К началу XX веке в городе имелось 13 лютеранских общин, при этом 11 из них были немецкими, включая две смешанные: эстонско-немецкую и латышско-немецкую. Образование этих общин своими корнями уходит в эпоху основания города и связано с прибытием значительного числа иностранных специалистов-лютеран. Первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге — маленькая деревянная с одной башенкой и колоколом — была построена уже в год основания города (1703) в Петропавловской крепости, среди персонала которой было много лютеран. В первой трети XVIII веке возникли и три крупнейшие по величине и значимости лютеранские общины Санкт-Петербурга: Св. Петра, Св. Анны и Св. Екатерины.
Община Св. Петра возникла на левом берегу Невы вблизи Адмиралтейства, в районе, где селились наиболее влиятельные представители немецкой диаспоры. С 1704 года они вместе с другими евангелическими христианами собирались на богослужения в доме вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса. В 1710 году немецкие лютеране выделились в особую группу, а в 1730 году освятили во имя Св. Петра свою первую церковь на Невском проспекте. По своему составу, богатству, влиянию и размаху она со временем стала самой блестящей лютеранской общиной России. Патронами общины в XVIII веке были высшие сановники империи граф Б.К. Миних и граф А.И. Остерман, а в XIX веке — герцоги Ольденбургские, близкие родственники правящей династии. В общину входили многие представители остзейского дворянства из числа бюрократической и военной элиты России (графы фон Сивере, бароны фон Бреверн, фон Остен-Сакен, фон Мейендорф, фон Будберг и т.п.), а также чиновники всех видов и рангов, банкиры (Штегельман, Штиглиц), предприниматели (К. Тур), ученые, архитекторы (А. Поль, М. Месмахер), врачи, аптекари, ремесленники. Число членов общины в 1862 году составляло 17 606, а в 1905 — 15 000 человек. В 1838 году было освящено новое здание церкви Св. Петра на Невском проспекте, построенное известным архитектором А. Брюлловым. Оно стало самой большой и богатой по убранству лютеранской церковью России, вмещавшей 3 000 посетителей и украшенной картинами Ганса Гольбейна Младшего и Карла Брюллова. Община Св. Петра обладала крупной недвижимостью, широкой сетью разнообразных благотворительных учреждений. Европейской известностью пользовалась её школа, Petri-Schule, — основанная в середине XVIII веке гуманистическая гимназия.
Община Св. Анны зародилась в другом центре активности иностранных мастеров: в округе Литейного двора и одновременно месте дислокации военных специалистов. Датой её рождения считается 1719 год, когда И.Л. Шаттнер, полевой проповедник дивизиона генерал-майора фон Бона начал проводить богослужения для всех окрестных лютеран в здании Берг-коллегии. Со временем оформившаяся община выстроила поблизости собственную церковь на улице, получившей поэтому название «Кирочная», и освятила в 1740 году эту церковь во имя Св. Анны. Позднейшее каменное здание церкви Св. Анны (1779) было творением знаменитого петербургского архитектора и члена совета общины Св. Анны Ю. Фельтена. Это легкое, изысканное здание, завершающееся в северной части полукруглой ротондой, поддерживаемой изящными ионическими колоннами, относится к лучшим творениям петербургской архитектуры раннего классицизма. К сожалению, здание сильно пострадало от пожара в декабре 2002 года и нуждается в восстановлении.
К 1905 году в общине Св. Анны насчитывалось 11 тыс. членов, людей, в основном, буржуазных и интеллигентных слоев столичного общества. Она содержала несколько приютов, а также знаменитую Санкт-Петербургскую гимназию Annen-Schule.
Особенно много петербургских немцев проживало на Васильевском острове. В начале XVIII века там возникли порт, таможня, биржа, а также основана Академия наук. Неудивительно, что в этом районе средоточия немецких специалистов также появилась лютеранская община. Её каменное здание — прекрасное классическое здание Ю. Фельтена — было в 1771 году освящено во имя Св. Екатерины. Сама община, однако, возникла ранее — в 1728 году. В середине XIX века в ней насчитывалось 8 тыс. членов, эта цифра осталась неизменной и к 1905 году. Публика была несколько скромнее: ремесленники, купцы, аптекари, врачи, служащие университета, Академии художеств, Академии наук, военные. С 1831 по 1844 год патроном общины Св. Екатерины был граф А. Бенкендорф, шеф жандармерии, гонитель революционных идей.
На Васильевском острове в 1732 году императрицей Анной Иоанновной был основан Дворянский кадетский корпус с целью подготовки офицеров для русской армии. Так как среди его воспитанников находилось множество отпрысков остзейского дворянства, то при корпусе учредили должность лютеранского пастора. Службы в корпусе стали посещать и лютеране близлежащих кварталов, так образовалась община при кадетском корпусе, маленькая церковь которой позже была освящена во имя Св. Михаила, «знаменосца небесного воинства». Только в 1876 году общине удалось построить собственную церковь на Среднем проспекте Васильевского острова (архитектор К. Бульмеринк), единственное в Санкт-Петербурге здание в неоготическом стиле. В 1905 году община Св. Михаила состояла из 2 тыс. членов.
После присоединения Остзейских провинций к России в начале XVIII века на берегах Невы стали появляться эстонские и латышские лютеране, их небольшие группы до поры до времени обслуживались при немецких общинах немецкими пасторами из Прибалтики, знавшими эстонский или латышский языки. XIX век отмечен очень быстрым ростом групп эстонских и латышских лютеран, что объясняется бурным процессом индустриализации русской столицы и большим притоком рабочей силы из Остзейских провинций. Эстонцы и латыши составляли неимущие группы населения, поэтому постройка их церквей оказалась возможной только после крупных пожертвований из государственной казны. В 1849 году была освящена латышская церковь Христа Спасителя на Загородном проспекте, а в 1860 году — эстонская церковь Св. Иоанна. Латышская община насчитывала к 1905 году 10 тыс. членов, а эстонская — 23 тыс. членов. Каждая из двух общин, однако, включала и немецкую часть, которая в латышской общине достигала 2 600 человек, а в эстонской равнялась 500 членам. Сравнительно небольшая, особенно в эстонской общине, часть немецких членов, однако, была намного состоятельнее остальных прихожан и несла на себе основную финансовую нагрузку, поддерживая своими весомыми взносами благотворительные учреждения и начальные школы общин.
Сравнительно поздно возникла и лютеранская община Св. Марии на Петроградской стороне. Её причудливое деревянное здание в стиле средневековой романтики было освящено в 1874 году. Она предназначалась для обрусевших, в основном, небогатых немцев, утративших язык предков, и была единственной в Санкт-Петербурге, где богослужения наряду с немецким проводились и на русском языке. Характерно, что разрешение на проведение русскоязычных богослужений от властей пришлось ждать долго. Власти боялись миссионирующего воздействия проповеди Евангелия на коренное русское население, ведь смена православия на другое вероисповедание для русских по законам Российской империи была запрещена до 1905 года.
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
(Ф.И. Тютчев. 1834)
Постройка церкви финансировалась из государственной казны и Вспомогательной кассы для евангелическо-лютеранских общин в России. В 1905 году община насчитывала 2,5 тыс. членов, при ней имелись сиротский и вдовий дома, школа.
Еще четыре лютеранских общины в Санкт-Петербурге, с числом членов от 75 до 300 состояли при образовательных и благотворительных учреждениях, одним из которых, например, был Евангелический госпиталь.
Хотя каждая из санкт-петербургских лютеранских общин содержала целый ряд собственных благотворительных и образовательных заведений, они создали вместе немало и общих подобных учреждений, служащих задачам христианского просвещения и помощи ближнему. Кроме Евангелического госпиталя это, например, были Евангелическая городская миссия, Евангелическая библиотека, газета «St. Petersburger Evangelisches Sonntagsblatt», Заведение для поддержки прислуги евангелического вероисповедания, Приют Св. Эммануила для эпилептиков и душевнобольных и т.д. Как и немецкие школы, большинство из этих заведений было открыто для людей разных вероисповеданий и национальностей.
Для санкт-петербургских немцев, живших в рассеянии и чуждом окружении, жизнь их церковных общин была особенно дорога. Это был неповторимый сплоченный мир, где они были только между собой, говорили только на родном языке и с пристрастием культивировали собственные религиозные, культурные традиции и обычаи. Герман Дальтон, пастор Немецкой реформатской общины так писал об этом в 1886 году: «В гораздо большей степени, чем за границей, для немцев здесь их церкви, церковные школы, общины и благотворительные учреждения при них являются прекрасными согревающими очагами, вокруг которых они собираются и от которых исходят импульсы духовной жизни».
Следует отметить, что государственные власти относились к немецким лютеранским общинам в русской столице исключительно благоприятно и покровительственно вплоть до 1914 года. Изначально их члены были для них очень ценными специалистами, надежными и исполнительными сотрудниками, многие из которых достигли большого веса и влияния среди государственной элиты России. В самом деле, ведь, несмотря на национальные и вероисповедальные различия, петербургские немцы в большинстве своем уже поколениями были русскими гражданами и отличались особой верноподданностью и лояльностью к государственной власти. Интересно, что и свои церкви они освящали во имя небесных покровителей царствующих особ. В церковной жизни они старались откликаться на все важнейшие события в стране. Так, например, в начале русско-турецкой войны 1877–1878 годов совместными силами лютеранских и реформатских общин города при Евангелическом госпитале был создан Евангелический полевой лазарет, отправившийся на фронт и действовавший впоследствии таким же образом во время русско-японской войны 1904–1905 годов и Первой мировой войны.
Хочется отметить также, что своими церквами и другими постройками немецкие лютеране внесли неповторимый вклад в создание западноевропейского облика Санкт-Петербурга.
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки