Rambler's Top100

Императорское Училище Правоведения
и Правоведы
в годы мира, войны и смуты

——— • ———

Н.Л. Пашенный

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ИМПЕРАТОРСКОЕ Училище Правоведения было основано 5 Декабря 1835 года по почину Принца П.Г. Ольденбургского, дабы ввести в судебную часть новых, особо к ней подготовленных деятелей, благородных не по одному лишь сословному званию, но по чувству чести, но долгу присяги, по стремлению к водворению законного порядка на праве основанного.

Полностью исполнив возложенное на них по сей части задание, сыграв первенствующую роль в осуществлении великой судебной реформы Императора Александра II и в дальнейшем укреплении на Руси истинного правосудия, питомцы Училища неизменно блюли высокие заветы его Основателя и на всех иных поприщах государственного и общественного служения.

Длинен синодик правоведов всех возрастов, кровью своей запечатлевших свою верность этим заветам.

Катастрофа 1917 года повлекла исчезновение Училища которое его Державные Покровители удостаивали наименованием «рассадника просвещенных, добросовестных и надежных слуг Престолу и Отечеству». Этим наименованием оно гордилось, с ним оно по праву вошло в отечественную историю.

В 1935 году стараниями правоведской семьи за рубежом была издана памятная книжка, в ознаменование столетия со дня основания Училища.

Затянувшееся лихолетье побуждает последних правоведов дополнить книжку настоящим историческим очерком.

Да будет он их прощальным венком незапятнанной славе родного ИМПЕРАТОРСКОГО Училища Правоведения. [23]

——— • ———


УЧРЕЖДЕНИЕ
ИМПЕРАТОРСКОГО УЧИЛИЩА ПРАВОВЕДЕНИЯ


Насущная потребность в создании специального училища для подготовки образованных деятелей для государственной службы ощущалась у нас с давних пор.

Указом 1709 г. Петр Великий повелел, чтоб дворянские дети проходили обязательный подготовительный стаж гражданской службы в качестве причисленных к вновь созданным коллегиям «юнкеров», при чем предписывалось обучать их делопроизводству «с самых низких дел приказных». Кроме самих коллегий, обучение это производилось и в особой школе, учрежденной для сего при Сенате. При ближайших преемниках Великого Преобразователя школа эта не оправдала ожидавшихся от неё результатов, что побудило Императрицу Екатерину II её закрыть; во время почти всего её царствования законоведение преподавалось лишь в Московском университете и Шляхетском кадетском корпусе.

После краткого и безуспешного возвращения к Петровским порядкам при Императоре Павле, генерал-прокурор Беклешев в 1801 г. получил от молодого Императора Александра I повеление выработать проект устава юнкерской школы или института для «образования благородного дворянства к гражданской службе и судейскому званию». Однако, представленный Государю проект не был им утвержден, ибо не соответствовал происшедшим тем временем преобразованиям государственных установлений. После нового обсуждения этого вопроса, в 1805 г. последовало учреждение при комиссии составления законов Училища Правоведения, поступившего в непосредственное ведение Министра юстиции, но, дав один выпуск, оно было [25] временно закрыто из за военных событий, а затем вовсе упразднено.

Между тем недостаток работников с юридическим образованием продолжал ощущаться с возрастающей остротой, особенно вследствие решения Императора Николая I упорядочить крайне неудовлетворительное состояние законодательной и судебной частей управления и предпринятого, в связи с этим решением, М.М. Сперанским огромного труда, обессмертившего его имя и завершившегося в 1830 г. изданием «Полного Собрания Законов», а в 1832 г. «Свода Законов».*

* Как известно, за этот труд Император Николай I лично возложил на Сперанского знаки ордена Св. Андрея Первозванного, а в 1839 г. он был возведен в графское достоинство.

При рассмотрении последнего в Государственном Совете, Государь, указав, что он придает утверждению правосудия первостепенную важность, добавил: «Я еще смолоду слышал о недостатках у нас по этой части, о ябеде, о лихоимстве, о несуществовании полных на все законов, или о смешении их от чрезвычайного множества указов, нередко между собою противоречивых».

Устранению этих недостатков, в значительной мере зависевших от неудовлетворительности личного состава судебных присутствий и канцелярий, могла помочь лишь постепенная его замена новыми лицами, соответствующим образом воспитанными и образованными. Вопрос этот весьма занимал Сперанского, но честь практического его осуществления – учреждением специального учебного заведения «для образования благородного юношества для службы по судебной части», принадлежит юному племяннику Государя Принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, которому неустройство русского суда того времени стало особенно очевидным, после того, как он был призван в 1834 г. к присутствованию в Правительствующем Сенате. О своей готовности создать такое училище и пожертвовать необходимые на то средства Принц всеподданнейше сообщил Державному дяде письмом, преисполненным чувствами высокого патриотизма.

Увеличить   Увеличить         Увеличить   Увеличить
Император Николай I и его племянник, принц П.Г. Ольденбургский.

На это предложение не замедлило последовать Высочайшее соизволение, и Принц в срочном порядке приступил, [26] совместно с М.М. Сперанским, к составлению проекта устава и штатов Училища. По рассмотрению их в Государственном Совете, они были утверждены Императором Николаем и препровождены 29 Мая 1835 г. [ст. ст.] Сенату при Высочайшем указе для исполнения.

Увеличить   Увеличить
Последняя страница Высочайшего указа Императора Николая I от 29 Мая 1835 г.
и Решение Сената на Высочайший указ Императора Николая I от 29 Мая 1835 г.

5 Декабря [ст. ст.] того же года Государь присутствовал с Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем, Великим Князем Михаилом Павловичем и высшими государственными сановниками на торжественном открытии Императорского Училища Правоведения.

Увеличить   Увеличить   Увеличить
Императорское Училище Правоведения
(вид с реки Фонтанки и фасад).

Принц Петр Георгиевич был назначен его Попечителем, при чем в данном ему рескрипте Государь [27] писал: «Я уверен, что Вы не пощадите трудов Ваших, дабы, устроив сие Училище, довести в нем попечительностью Вашей и круг учения, и порядок нравственного воспитания до той степени совершенства, какая ему в главной его мысли предназначена». И действительно Принц не щадил ни личных средств, ни сил, чтоб образцово обставить Училище, а главное отдал своему любимому детищу неоценимое сокровище своей чудной души, с самого начала личным примером утвердив своих питомцев в истинах христианского учения и привив им необычайно высокое понимание гражданского долга, чувство правды и преданности Престолу.

Обращение воспитанников Училища с особым письмом к Министру Юстиции, относящееся к 1848 г., свидетельствует, как крепко усвоили первые поколения правоведов те понятия, которые за все время существования Училища почитались основной его традицией.

«Каждый из нас, – говорилось в этом письме, – проникнут преданностью и любовью к Престолу и Отечеству. Каждый из нас видит в будущности своей поприще к применению на деле своей ревности к пользе общественной... Каждый из нас во все пребывание в Училище с благоговением готовится к верноподданнической присяге, каждый из нас не раз произнес её в сердце своем и осознал всю важность и святость обязанностей ею возлагаемых, и мы чувствуем в себе довольно сил, чтоб неусыпными трудами доказать, что Училище было, есть и будет достойным рассадником сынов Отечества, верных опор Престола и деятельных сподвижников общественной пользы.» [28]

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.