Rambler's Top100
Эдуард Иванович Тотлебен

Эдуард Иванович Тотлебен

——— • ———

(8 мая 1818, Митава, Россия – 19 июня 1884, Соден, Пруссия)
граф, генерал-адъютант (1855)

1  • 2  • 3  • 4  • 5  • 6

Укрепление крепостей державы. Инженерный департамент

9 сентября Горчаков вызвал Тотлебена в Николаев, куда 13 сентября должен был прибыть Государь. 12-го Тотлебен был уже в Николаеве; его тотчас же навестил вел. кн. Николай Николаевич. 14-го Тотлебен имел [182] счастье представиться императору, назначившего его на следующий день (15 сентября) своим генерал-адъютантом, а вскоре затем ему поручено было привести в оборонительное состояние Николаев, стратегическое значение которого после падения Севастополя ещё более возросло. Работы начались с той энергией и быстротой, с которой производились всегда работы под руководством Тотлебена: в начале ноября вооружены были уже береговые батареи по Бугу; доступы к ним со стороны реки прикрыты были подводными минами; сам Николаев обратился в обширный укрепленный лагерь. Государь, пробывший здесь 6 недель, лично следил за ходом работ, инженерной частью которых заведовал великий князь Николай Николаевич, при котором в звании помощника Его Высочества назначен был состоять Тотлебен.

По окончании кампании Тотлебену разрешено было вернуться в Петербург, где, по званию помощника генерал-инспектора по инженерной части, ему предстояло заведовать работами по укреплению Кронштадта. Осмотрев в конце октября укрепления Одессы, Тотлебен прибыл 14 ноября в Петербург Здесь ждал его восторженный прием, как со стороны начальствующих лиц, так и со стороны общества. 15 ноября его приветствовала депутация в составе всех чинов Инженерной академии и училища, фельдфебеля и 5 портупей-юнкеров кондукторской роты. 20-го в залах училища состоялся торжественный обед, который удостоил своим присутствием Августейший генерал-инспектор. Во время обеда начальник Главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебной части, ген.-адъютант Ростовцев прочел два Высочайших повеления: о назначении Тотлебена почетным членом Николаевской Инженерной академии и о выставлении портрета его в здании Инженерного училища. Начальник училища, ген. Ломновский прочел журнал конференции 16 ноября 1855 г. о присуждении Тотлебену Михайловской премии не деньгами, а в виде медали, особо по этому случаю вычеканенной.

Но празднества и чествования не помешали Тотлебену немедленно приняться за исполнение Высочайше возложенного на него поручения — укрепления Кронштадта. Особенное внимание было обращено им на усиление Северного фарватера. За зиму поперек Северного рейда заложено было 5 батарей, на 15–25 орудий каждая. Впереди устроено временное заграждение из свай, которых за январь-февраль вбито было свыше 80 000. Однако ожидавшиеся на Балтийском море военные действия не состоялись: 18 марта 1856 г. был подписан Парижский мир.

16 мая 1856 г. Тотлебен был командирован для осмотра крепостей Балтийского побережья: Свеаборга, Ревеля, Риги и Балтийского порта. Поездка эта была для Тотлебена триумфальным шествием: в Риге и Ревеле он был встречен депутациями от магистрата, поднесшими грамоты на звание почетного гражданина указанных городов (еще по возвращении из Севастополя Тотлебен был занесен в списки потомственного дворянства рыцарств Лифляндии, Эстляндии, Семигалии и Эзельской провинции). Такой же восторженный прием был оказан ему и в Гельсингфорсе. По возвращении Тотлебен присутствовал на торжественном короновании императора Александра II в Москве, причем осчастливлен был новой Высочайшей милостью, орденом Св. Станислава 1-й ст.

16 сентября того же года Тотлебен выехал в командировку за границу, на 6 месяцев, в Германию, Францию, Бельгию и Италию, для лечения болезни и собрания сведений о тамошних крепостях, а в особенности об устройстве и управлении строительной части. На поездку эту ему было ассигновано, сверх содержания, 2000 р. Проведя зиму с семейством в Вене, Тотлебен весной выехал в Париж, где был радушно встречен недавними врагами. Император Наполеон принял его в особой аудиенции и долго беседовал о минувшей кампании. 5 апреля Тотлебен выехал в Тулон для встречи ехавшего в Париж вел. кн. Константина Николаевича и, вернувшись с ним в столицу Франции, принимал участие в целом ряде празднеств, которыми Наполеон чествовал своего высокого гостя. 20 мая Тотлебен выехал в Мец, оттуда на воды в Киссинген, куда прибыло из Швейцарии его семейство; затем, осенью, в Висбаден. Здесь во время прогулки Тотлебен упал с лошади и сломал руку. Пришлось просить продления отпуска. Военное министерство разрешило, но без сохранения содержания. Не имея средств, Тотлебен вынужден был перебраться в небольшую комнатку и жить, отказывая себе во всем. Из этого тяжелого положения выручила его Великая Княгиня Елена Павловна, узнавшая о нем через Висбаденский двор. Тотчас по Высочайшему повелению [183] Тотлебену было продолжено содержание, на лечение единовременно выдано 3 000 р., назначена пожизненная пенсия 2261 р. (содержание, которое Тотлебен получал в Севастополе). В 1858 г. Тотлебен посетил Бельгию, где в это время был на очереди вопрос об укреплении Антверпена. Тотлебен по предложению короля рассмотрел поданные на этот предмет проекты и решительно высказался за проект капитана Бриальмонта, который и был после этого принят, хотя большинство бельгийских инженеров его не одобряли. Обстоятельство это положило начало тесной дружбе Тотлебена с Бриальмонтом. Из Бельгии он проехал в Голландию и 1 октября 1858 г. вернулся в Петербург.

13 апреля 1859 г. Тотлебену пожалован был орден Св. Анны 1-й ст. 25 октября он был назначен директором Инженерного департамента, причем принял должность на условии дарования ему права распоряжаться личным составом корпуса военных инженеров (до того департамент ведал только постройками, а личный состав был в ведении штаба генерал-инспектора). 25 ноября 1861 г. Тотлебен был назначен управляющим штабом генерал-инспектора, а 26 января 1863 г. товарищем генерал-инспектора, в высшее заведование которого поступило Главное Инженерное управление, образованное из Инженерного департамента и штаба генерал-инспектора. Должность эту Тотлебен занимал до 1877 г. Таким образом, с 1859 по 1877 г. Тотлебен фактически стоял во главе Инженерного управления и его знаниям и энергии было открыто широкое поле деятельности.

Главное, почти исключительное внимание Тотлебена в этот период было обращено на завершение начатого императором Николаем дела устройства крепостной обороны наших границ, при Александре I ещё совершенно открытых. В 1862 г. Тотлебен представил военному министру обширную записку «Общий обзор состояния крепостей Империи и Царства Польского, с приблизительным исчислением расходов, потребных на приведение как фортификационных сооружений, так и артиллерийского вооружения их в такое состояние, чтобы крепости при современном усовершенствовании военного искусства соответствовали своему назначению». Записка эта послужила на много лет руководством при выполнении работ по усилению нашей оборонительной линии. Но осуществить предположения Тотлебена в полной мере — хотя они всецело одобрены были Государем — оказалось невозможным: положение финансов не позволяло и помышлять о каких-либо сверхсметных ассигнованиях, а Тотлебен требовал 48 млн. р. К тому же техника делала каждый год столь быстрые успехи, что в это переходное время представлялось рискованным предпринимать дорогостоящие постройки, так как через год они могли уже оказаться устаревшими. Ввиду этого Высочайше образованная в апреле 1862 г. комиссия, под председательством вел. кн. Константина Николаевича, после двух заседаний пришла к решению — выждать и работы производить только в двух важнейших пунктах нашей пограничной полосы: Кронштадте и Керчи. На эти крепости в течение многих лет и обращено было особое внимание Тотлебена. Осложнения с Францией, вызванные польским мятежом 1863 г., благоприятно повлияли на ход работ: опасения войны понудили к крупным ассигнованиям на укрепление Балтийского побережья, и Тотлебен удалось не только значительно усовершенствовать к осени 1863 г. Кронштадтские верки, но и укрепить устья Невы, построить батареи на Крестовском, Гутуевском и Канонерском островах, в Галерной гавани и Чекушах. В тот же год усилены крепости Выборг и Свеаборг, а около Тавастгуса построен укрепленный лагерь.

В дальнейшем кронштадтские укрепления усилены были бронею на некоторых фортах передовой линии, что являлось совершенною новостью. Ввиду особой трудности, которую представляло выполнение подобной работы в России, Тотлебеным образована была по этому вопросу особая комиссия при Главном Инженерном управлении. Что касается Керчи, то здесь закончена была постройка береговых батарей и уменьшение ширины пролива каменным заграждением, начатое ещё в 1856 г.; с сухого пути верки передовой линии были насыпаны в полную, а остальные — в уменьшенную профиль. Кроме того, за это время производились незначительные работы в крепостях: Динамюнде, Динабурге, Новогеоргиевске, Александровской цитадели, Замостье, Брест-Литовске, Николаеве. За производством вышеперечисленных работ Тотлебен следил лично, что заставляло его на целые месяцы отлучаться из Петербурга. Личное присутствие его, без сомнения, оказало большое влияние на скорость и качество работ, а во многих случаях не давало возможности возникнуть тем злоупотреблениям, [184] которые, к сожалению, слишком часто повторялись в то время и с которыми Тотлебен пытался бороться путем усиления окладов производителям работ. Во время своих объездов Тотлебен целый день проводил на постройках. Вставая в 4 часа утра, в 5 он был уже на месте и работал до 6-7 часов вечера, с перерывом от 11 до 12.

В 1867 г., проезжая через Киев, Тотлебен произвёл тщательную рекогносцировку окружающей местности и составил проект укреплений этого важного пункта. Он предложил весь город на Старом Киеве прикрыть достаточно сильной укрепленной позицией, устроив на ней несколько укреплений долговременного профиля, связанных между собой укреплениями временного профиля. В этом проекте Тотлебена, особенно в деталях его, без труда можно узнать знакомую схему Севастопольских укреплений; но этот второй Севастополь Тотлебен предлагал устроить среди мирного городского населения, при беспощадном нарушении материальных интересов городских обывателей. Немудрено поэтому, что новые эспланадные правила, предтеча будущих работ, утвержденные Государем 28 апреля 1870 г., вызвали целую бурю в обществе и печати. После посещения военным министром Киева (14 июня 1870 г.) и осмотра им позиции, которую Тотлебен намерен был занять укреплениями, новые эспланадные правила были отменены и проект Тотлебена не был осуществлен.

В общем, за время управления инженерным ведомством Тотлебену удалось выполнить 2/3 первоначально предложенных им работ, несмотря на отсутствие средств. То же отсутствие средств заставило его прекратить постройку всяких новых зданий и все имеющиеся средства употребить только на капитальный ремонт их; при этом ремонт строений, служащих для постоянного размещения войск, был передан самим войскам; совершенно бесполезные для военного ведомства здания были проданы.

Большое внимание было обращено Тотлебеным и на техническую часть. Зорко следя за всеми улучшениями, вносимыми в военное дело западно-европейской наукой, Тотлебен путем учреждения специальных комиссий и организации опытов старался сохранить за Россией тот перевес, который в области инженерного дела приобрела она над Западом во времена императора Николая. Из предпринятых в это время трудов заслуживают внимания: работы комиссии при техническом гальваническом заведении по вопросу о подводных минах, приведшие к созданию новых систем ударных пиротехнических и гальванических мин; опыты над устройством донных мин, взрываемых гальваническим током; опыты с подводной движущейся миной; опыты над различными способами установки и вынимания мин; приготовление нитроглицерина в порошкообразном виде; опыты над понтонами из котельного железа; выработка новых образцов шанцевого инструмента; опыты над бронею; опыты стрельбы по каменным эскарпным стенам; опыты над сопротивлением железной амбразурной обкладки действию 9-дюймовых снарядов нарезной пушки.

Не ограничиваясь специально инженерными вопросами, Тотлебен принимал живое участие и в деле вооружения наших крепостей. Он председательствовал в артиллерийской, инженерной комиссии, подробно разработавшей нормальный проект вооружения нарезными орудиями 7-ми сухопутных крепостей (Новогеоргиевск, Александровская цитадель, Ивангород, Брест-Литовск, Динабург, Киев, Бендеры) и приморских (Кронштадт, Выборг, Свеаборг, Динабург, Николаев, Керчь). Одновременно с нормальным вооружением, утвержденным в 1869 г., составлены были табели переходного вооружения, отличительная особенность которых заключалась в том, что на вооружение назначены были те орудия, которые имелись или ожидались в скором времени. С принятием новых орудий явилась необходимость определить также и состав нового осадного парка, для чего также была учреждена особая комиссия под председательством Тотлебена. Комиссия закончила свои работы в 1871 г., составив положение об осадных парках, утвержденное 25 мая 1871 г.

В области административной реформы, которыми так богата эпоха 60-х гг., шли помимо Тотлебена. Он не сочувствовал той ломке нашей военной организации, которая началась после крымского погрома. Тотлебен находил неразумным забвение исторически выработавшихся у нас за 50 лет основ военной организации, осуждал «искание света» на Западе, где, по наблюдениям его, военное дело стояло едва ли не на низшей, сравнительно с нами, ступени. Свои взгляды он высказывал открыто и громко, что создало ему репутацию [185] «тормоза в деле реформ» и «ограниченного сторонника николаевских порядков». Таким образом, реорганизация инженерного управления, новое положение о специальном образовании инженерных войск ничем не обязаны Тотлебену. Только в 1871 г. он председательствует в комиссии для разработки вопроса об организации инженерных войск, результатом трудов которой явилось введение в саперные бригады военно-телеграфных и железнодорожных частей.

Будучи прежде всего практиком, Тотлебен приложил особое старание к возможно большему развитию практических работ в инженерных войсках. Совместные занятия саперов с артиллерией, введенные императором Николаем ещё в 1851 г. в сводной саперной бригаде, а с 1861 г., стараниями ген. Кауфмана, — в Киевской бригаде, получили при Тотлебене более широкое применение в частях инженерного корпуса. Тот же практический характер старался он внести и в занятия будущих инженеров в Инженерной академии, которая с 1863 г. перешла в непосредственное его ведение как товарища генерал-инспектора. Это стремление привело в 1866 г. к преобразованию академии: курс был увеличен до 2½ года, вследствие значительного расширения практических работ. Вообще, училищу и академии Тотлебен уделял много времени. Следя за курсом, просматривая программы, что зачастую приводило к личным переговорам с профессорами, Тотлебен ежегодно объяснял офицерам современное состояние верхов и артиллерийского вооружения наших крепостей, придавая этим объяснения вид настоящих лекций. Проекты старшего курса просматривались им лично.

Наряду с этим, надо отметить и старания Тотлебена поднять образовательный уровень офицеров инженерных войск. Главнейшие из принятых в этом направлении мер: 1) введение ежегодных экзаменационных задач, обязательных для всех инженерных и саперных офицеров, по специальным предметам и главным из вспомогательных (14 июля 1875 г.), 2) комплектование саперных офицеров исключительно питомцами Инженерного Училища.

Незадолго до войны 1877 г. Тотлебен возбудил вопрос об изъятии казарменной части из ведения Главного Инженерного Управления, так как при современной организации до половины общего числа инженерных офицеров были заняты делом, не имеющим ничего общего с их военной специальностью (заведование казармами, госпиталями и т.п.), и в случае войны невозможно было рассчитывать иметь достаточное число вполне подготовленных инженеров. Тотлебен предлагал выделить из состава Корпуса военных инженеров все дистанции и учреждения, заведующие воинскими зданиями вне крепостей, сосредоточить высшее заведывание ими в Главном управлении воинских зданий и комплектование чинов этих новых учреждений производить гражданскими инженерами и архитекторами. Этим путем являлась возможность сделать военных инженеров действительно военными, не отвлекая их гражданскими постройками, и наряду с основательным знанием специальности ознакомить их со строевой частью. Осложнения на Востоке помешали осуществлению предложенных Тотлебеным мер.

Свои теоретические фортификационные воззрения Тотлебен выразил в записке «о взаимных преимуществах полигонального и бастионного начертания», составленной по поводу статьи подполковника Фролова «Сравнительный очерк бастионной и полигональной фортификации» («Инж. журнал», 1863 г.), в предписанных Тотлебеным к руководству при составлении фортификационных проектов основных началах и, наконец, в замечаниях на отчеты о практических работах саперных бригад и приказах его по инженерному корпусу. Замечания его, по мысли генерала Тидебеля, были собраны и изданы в 1879 г. при Инженерной академии в виде особого литографированного сборника «Практические занятия по Инженерному корпусу и замечания товарища Е.И.В. генерал-инспектора по инженерной части генерал-адъютанта Тотлебена, с подробными последовательным и алфавитным указателями 1861–1877 гг.» /Составлено при Николаевской Инжен. академии Н. Кирпичевым (СПб., 1879). Под руководством Тотлебена составлен был атлас образцовых чертежей различных воинских зданий и деталей строений (к 1871 г. вышло 344 листа) и начато составление такого же атласа фортификационных построек. В 1863–1872 гг. вышло капитальное сочинение «Описание обороны Севастополя», составленное и изданное под руководством Тотлебена. Разнообразный состав сотрудников, неполнота бывших в распоряжении их материалов, трудность беспристрастной оценки ещё свежих [186] в то время событий отразились значительно на качестве этого огромного труда, сделав его весьма важным для изучения обороны в инженерном отношении — и только. Попытка сделать «Описание» полной историей Крымской войны должна быть признана неудавшейся.

Подводя итоги деятельности Тотлебена в долгий период его фактического руководства Инженерным корпусом, нельзя не признать, что результаты далеко не соответствуют тем ожиданиям, которые внушали энергия и талант Тотлебена, столь ярко выразившиеся в трудные севастопольские дни. Причина этого кроется как в недостатке времени, так и в обстановке, при которой ему приходилось работать. Проводя обыкновенно лето и осень в служебных поездках, Тотлебен ежегодно почти уезжал за границу для поправления здоровья, ухудшавшегося из года в год, и для осмотра крепостей и военных учреждений Запада. Так, в 1864 г. он посетил Бельгию и Англию, в 1865 был в Вене, в 1867 в Париже на выставке, в 1868 лечился в Мариенбаде, в 1869 — в Теплице, в 1872 г. осматривал поля главнейших сражений франко-прусской войны, в 1873 был на Всемирной выставке в Вене, в 1874 и 1876 гг. лечился на заграничных курортах. Таким образом, для работы канцелярской и кабинетной у него оставалось крайне мало времени, тем более что в Петербурге он тратил целые дни на присутствие на придворных торжествах, обедах, парадах, охотах. Тотлебен считал необходимым быть всегда «на виду», чтобы успешно бороться с происками его многочисленных врагов, не могших примириться с его быстрым возвышением. В этой борьбе «русского Вобана» с завистниками победа обыкновенно оставалась на его стороне. Государь постоянно оказывал Э.И. новые и новые знаки доверия и милости: в 1859 г. император поручил ему главное руководство занятиями цесаревича Николая Александровича военными науками и в особенности инженерным искусством; 13 апреля 1859 г. ему пожалован орден Св. Анны 1-й ст.; 27 августа 1861 г. — орден Св. Владимира 2-й ст. с мечами, при Милостивом рескрипте; 30 августа 1863 г. в изъявление Монаршего благоволения за поднесенный труд «Описание обороны Севастополя» Тотлебену пожаловано было 4 683 десятины 1800 саж. земли из казенных участков Самарской губернии; 4 апреля 1865 г. пожалован орден Белого Орла; 31 марта 1868 г. — орден Св. Александра Невского; 30 августа 1869 г. Тотлебен произведен в инженер-генералы; 23 ноября 1869 г., в день 50-летнего юбилея Главного Инженерного училища, зачислен в л.-гв. Саперный батальон; 28 марта 1871 г. ему пожалованы алмазы к ордену Александра Невского; 30 августа 1874 г. он награжден орденом Св. Владимира 1-й ст.

Независимо от наград высокое доверие Монарха выразилось и в призвании Тотлебена к трудам, не входившим в круг его обязанностей. Так, в начале 1873 г. Тотлебен участвовал в Особом Совещании о стратегическом положении России и об организации армии, работы которого легли в основу дальнейшей реорганизации нашей армии. Он участвовал также в заседаниях железнодорожного комитета (под председательством С. Г Строганова), на результатах трудов которого участие его, впрочем, сказалось мало, так как он обыкновенно расходился во мнениях с большинством; особенно активно проявил он своё несогласие с остальными в вопросе о продлении Лемберг-Черновицкой дороги до Одессы, выступив горячим сторонником указанного соединения с австрийской железнодорожной сетью. В 1874 г. Тотлебену поручены были переговоры с менонитами, выказавшими сильное стремление к выселению ввиду установления всесословной воинской повинности. 10 апреля Государь лично вручил ему инструкцию по этому поводу, и 11-го Тотлебен был уже в дороге. После долгих переговоров в Гальбштадте, главной менонитской колонии Таврической губернии, с вызванными туда депутатами и объезда 50-ти колоний Бердянского уезда Тотлебену удалось убедить большую часть общин остаться в России, что было выражено ими во всеподданнейшем адресе от 24 апреля. В этой поездке Тотлебен сильно простудился и, страдая невралгией левой руки, тем не менее отбыл к менонитам Волынской губернии, которые присоединились к решению своих таврических единоверцев. В результате не более одной десятой общего числа менонитов эмигрировало. 25 июня Тотлебен в Варшаве лично доложил Государю о достигнутом им успехе.

В 1867 г., по мысли императрицы Марии Александровны, Тотлебен занялся выработкой устава Общества попечения о раненых и больных воинах, причем ездил в Москву для совещаний с митрополитом Филаретом, горячо содействовавшим [187] этому делу. Успешное выполнение Высочайше возложенной на Тотлебена задачи давало ему право рассчитывать, что он будет назначен, по утверждении устава нового общества, его председателем. Но на этот раз победа осталась за его противниками, и председателем назначен был генерал-адъютант А.А. Зеленый.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.