Rambler's Top100

С.В. Волков
Русский офицерский корпус

——— • ———

Глава IV
Прохождение службы

 

 

1 • 2

Форма и знаки различия

Принципиальные изменения происходят в николаевскую эпоху в знаках различия. Впервые чин начинают различать с помощью звездочек на эполетах. Прапорщики носили 1 звездочку, подпоручики, майоры и генерал-майоры — 2, поручики, подполковники и генерал-лейтенанты — 3, штабс-капитаны — 4; у капитанов, полковников и полных генералов звездочек не было совсем (форма эполет обер-офицеров, штаб-офицеров и генералов была, как уже указывалось, разной). У гусарских офицеров разница в форме эполет (которых у них не было) заменялась разницей в ширине галуна на воротнике и обшлагах, а звездочки — гомбочками (кольцами) на плечевом шнуре. В 1854 г. впервые появляются офицерские галунные погоны (на походную шинель) с одним просветом у обер-офицеров, двумя — у штаб-офицеров и зигзагами у генералов (со звездочками по чину).

С воцарением Александра II в 1855 г. были введены новые мундиры в виде полукафтанов — двубортные — с двумя рядами по 6 (в гвардии и у генералов — 8) пуговиц (для генералов — красные рейтузы с золотыми лампасами). Вскоре появился такой же формы вицмундир. Шарф стал носиться без концов с кистями; а каски были заменены на особой формы кивера — суженные кверху и скошенные сзади — на французский манер. Офицеры получили плащ-пальто серого сукна (к которому зимой разрешалось пристегивать черный смушковый воротник) — двубортное, на 6 пуговиц с отложным воротником и с такими же погонами, как до того были на шинелях. Генеральские пальто были с цветной подкладкой и выпушками. Галунные погоны носили теперь и на вицмундирах. На воротники и обшлага мундиров все офицеры получили галунные петлицы. В 1862 г. вместо киверов повсеместно введены кепи. В 1872 г. вместо двубортных введены однобортные темно-зеленые мундиры на 8 пуговиц (кроме мундиров лацканного типа и гусарских доломанов) и кепи нового образца — твердой формы (близкой к образцу киверов 1855 г.) и без околышей.

В 1874 г. всем бригадным, полковым и батальонным адъютантам были даны аксельбанты (цвета металлического прибора); вольноопределяющиеся получили погоны с окантовкой из крученых шнуров бело-черно-оранжевого цвета. Вообще в 50-70-е гг. количество изменений в форме одежды отдельных родов войск и частей (особенно в гвардии и кавалерии) огромно, происходят они часто. К тому же в этот период было очень много видов форм: воскресная, городская парадная, городская обыкновенная, городская праздничная, походная парадная, походная праздничная, походная обыкновенная, различные служебные и т.п. На караул, дежурство, другие виды деятельности (равно как на бал, в театр и т.п.) офицер должен был являться в строго оговоренной форме, что создавало немалые неудобства ввиду многочисленности различий в деталях одежды в каждом таком случае.

При Александре III форма значительно упростилась, хотя и потеряла в красоте. В 1881-1882 гг. для всей армии были введены темно-зеленые мундиры в виде куртки с запашным бортом на 5 крючков (вместо пуговиц), такого же цвета шаровары (в кавалерии — серо-синие) с красной выпушкой, заправленные в высокие сапоги, а в качестве головного убора — круглая черная мерлушковая шапка с плоским суконным верхом (высотой 10 см). На воротнике и обшлагах у офицеров имелись шитые золотые (серебряные) петлицы. Кроме мундиров офицерам был оставлен и сюртук, покрой которого с 1809 г. почти не изменился.

С этого времени существовало три вида формы: парадная, обыкновенная и сюртук. Парадная включала мерлушковую шапку (в южных округах — Одесском, Кавказском и Туркестанском — фуражку), мундир с орденами и эполетами, шарф и шаровары, заправленные в сапоги. Обыкновенная представляла собой тот же самый мундир, но с погонами или эполетами и фуражкой, в городском расположении — всегда с холодным оружием; вне строя и службы при сюртуке разрешалось надевать серые перчатки, шаровары носить поверх сапог. Аксельбанты (кому они положены) с сюртуком можно было не надевать.

Парадную форму следовало надевать в дни восшествия на престол, коронования, рождения и тезоименинства Их Величеств и Наследника, в Новый год, первый день Св. Пасхи и первый день Рождества Христова. Она также надевалась на Высочайших выходах во дворце, смотрах и парадах в городах в присутствии высшего начальства, при представлении членам императорской фамилии и своему начальству по важнейшим поводам (в связи с производством в следующий чин, наградой, новым назначением, командировкой и отпуском), при церковных парадах в дни полковых праздников, при освящении знамен, присяге, на приемах в иностранном посольстве и при присутствии на брачной церемонии в роли жениха или шафера.

Обыкновенная форма носилась на учениях и разводах в присутствии высшего начальства, на публичных торжественных собраниях, балах и обедах, при представлениях начальству по другим поводам, на официальных молебствиях при освящении церквей и т.п., при вызове в суд, в дни полковых праздников и при посещении театров и концертов в дни основных государственных праздников (дней восшествия на престол и коронации Их Величеств). В карауле и на дежурстве по полку, смотрах и парадах, лагерных сборах и представлениях начальству обыкновенная форма надевалась с шарфом.

Сюртук разрешалось носить при посещении театров в обычные дни, на концертах, гуляньях и т.п., в учреждениях, управлениях, на полковых занятиях, а также вне службы в любых случаях. Сюртук с эполетами и брюками навыпуск обычно служил визитной формой. На погребении воинских чинов (хотя бы и солдат) была обязательна парадная форма, гражданских лиц и женщин — обыкновенная.

В конце XIX в., при последнем царствовании форма вновь сделалась более нарядной. В 1897 г. новую форму — двубортные приталенные мундиры на 6 пуговиц (слегка расходящиеся к плечам) с цветными выпушками по воротнику, борту, обшлагам и карманам получила кавалерия. Прикладные цвета полков были унифицированы: первые полки дивизий имели красный цвет прикладного сукна, вторые — светло-синий, третьи — белый (четвертыми полками в кавалерийских дивизиях были казачьи). Металлический прибор (золотой или серебряный) чередовался по дивизиям.

В 1907 г. проведена общая реформа военной формы. Летнее походное обмундирование стало защитного цвета (зеленовато-серое): фуражки с козырьками, однобортные кители на 5 пуговиц с накладными карманами на груди и боках (до того кители были белые двубортные) и шаровары (в кавалерии оставлены серо-синие рейтузы с цветными выпушками, а казакам — синие шаровары с лампасами по цвету войска). Тогда же, в 1907-1908 гг., новые мундиры (схожие с кавалерийскими, но несколько более длинные) получили все остальные рода войск. Генералам возвращено традиционное шитье в виде дубовых листьев (замененное с 1882 г. широким галуном с зигзагом на воротнике и обшлагах).

Кроме того, были возвращены прежняя форма и наименования всем гусарским и уланским полкам (в 1882 г. все они преобразованы в драгунские) и прежняя форма гвардейским полкам (мундиры лацканного типа, отмененные в 1882 г.). Каждый гвардейский полк получил индивидуального рисунка шитье на воротнике и обшлагах. В 1909 г. в гвардии, военно-учебных заведениях, Генеральном штабе и для генералов при парадной форме введены кивера по типу носившихся в 1812 г., но меньшей высоты. С 1909 г. на погонах пехотных офицеров стал обозначаться номер полка, а не дивизии, как до того.

В 1913 г. для всей армии, кроме кавалерии, введена новая парадная форма — в виде дополнений к основной. На офицерский китель поверх матерчатого воротника настегивался парадный воротник с золотым (у инженеров — серебряным) шитьем, погоны заменялись эполетами, а на грудь на крючках пристегивался цветной лацкан с пуговицами (первые полки пехотных дивизий имели красный цвет, вторые — светло-синий, третьи — белый, четвертые — темно-зеленый, гренадерские — желтый, стрелковые — малиновый, артиллерия и инженерные войска — черный бархатный с красной выпушкой).

Однако русским офицерам недолго пришлось носить ее. В 1914 г. всем им пришлось навсегда распроститься с этой формой и надеть шинели солдатского сукна, защитные кителя и гимнастерки с кожаными, роговыми или обтянутыми материей пуговицами. Вместо галунных золотых погон пришлось надеть полевые — также защитного цвета с такого же цвета звездочками и ленточками для обозначения просветов. С 1916 г. офицерское обмундирование стало весьма разномастным, так как его шили из материи любого защитного цвета (серого, коричневого и т.п.). Офицеры оставались обмундированы таким образом до конца существования русской армии.

Офицерам в России с XVIII в. запрещалось носить какую бы то ни было гражданскую одежду, находясь на действительной службе. Офицер всегда и во всех обстоятельствах должен был оставаться в военной форме. С 1826 г. носить вне службы гражданское платье стали разрешать только военным чиновникам, да и то лишь тем, которые состояли на службе не в войсковых частях, а в управлениях и различных военных заведениях. При нахождении за границей, напротив, русский офицер (кроме официальных случаев — в составе посольств, делегаций и т.п.) мог находиться только в гражданской одежде. Офицеры во второй половине XIX в., как правило, носили усы. По желанию они могли носить и бороду любого фасона (обычно следовали моде, принятой в данное время).

Награды носили на колодке на левой стороне груди — при однобортном мундире и в центре — при двубортном. На колодке медали размещались вслед за русскими орденами, а иностранные ордена — после русских медалей. Все орденские звезды (кроме ордена Св. Анны) размещались на левой стороне груди. На шее носились знаки орденов Св. Георгия и Св. Владимира 2-й и 3-й степеней, Св. Анны и Св. Станислава 2-х степеней, а также Белого Орла и Александра Невского. Знаки всех орденов 3-й и 4-й степеней носились на колодке или в петлице. Ленты орденов Св. Анны, Св. Александра Невского и Белого Орла носились через левое плечо, а остальных орденов — через правое. Знаки об окончании военных академий и университетов носились на правой стороне груди, а полковые знаки, знаки кадетских корпусов и военных училищ — на левой.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
SWolkov.Org — Официальный сайт историка С.В. Волкова
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.