Примечания
С. 145.
на деньги, пожертвованные графом Шереметевым
— Сергей Дмитриевич Шереметев (1844–1918) — один из выдающихся представителей известного дворянского рода. Окончил Пажеский корпус, служил в Кавалергардском полку, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., в чине полковника вышел в отставку. На гражданской службе возглавлял Придворную певческую капеллу, избирался московским губернским предводителем, состоял членом Государственного совета. Много сделал для русской исторической науки: руководил работой Археографической комиссии, создал несколько исторических обществ, постоянно оказывая им материальную поддержку; на его средства и при его участии был напечатан восьмитомный «Род Шереметевых». После октября 1917 г. передал всю недвижимость со всеми историческими и художественными собраниями (Фонтанный дом в Петрограде, Остафьево, Кусково, Михайловское в Подольском уезде) новой власти. Умер в Москве 17 декабря 1918 г. и был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря.
С. 145.
«Дельфин» затонул в Неве
— На 16 июня 1904 г. было запланировано очередное учебное погружение «Дельфина» у стенки Балтийского завода. Командир подводной лодки Лейтенант М.Н. Беклемишев в этот день отсутствовал, находясь по делам службы в Кронштадте. Погружением должен был руководить его помощник лейтенант А.Н. Черкасов. На лодке кроме него находились два офицера: лейтенант М.А. Елагин и поручик по адмиралтейству М.И. Горазеев и 34 нижних чина, из которых только четверо принадлежало к команде «Дельфина».
Лейтенант Черкасов не учел перегруженности лодки и, как следствие этого, большую, чем обычно, скорость погружения. Нештатную ситуацию усугубили конструктивные недостатки лодки. [501]
В результате полностью закрыть рубочный люк не успели, и в лодку хлынула вода. Двум офицерам и десятерым нижним чинам удалось спастись через рубочный люк. Командовавший лодкой лейтенант А.Н. Черкасов спасаться не пожелал, кроме него погибли ещё 24 матроса. Погибших подводников похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
С. 150.
попытка
купить у республик Южной Америки готовые военные корабли
— Переговоры о перекупке кораблей, строившихся в Италии для Аргентины и Чили — двух броненосцев и двух крейсеров, — велись русским правительством в конце 1903 г. Позже крейсера перекупила Япония, и они участвовали в русско-японской войне под именами «Кассуга» и «Ниссин». Вопрос о покупке военных кораблей активно поднимался и летом 1904 г., но по целому ряду причин сделка не состоялась.
С. 150.
контр-адмирал Э.Н. Щенснович
— см. Примечания к рассказу «Назначение».
Левицкий Павел Павлович (1859–1938). Окончил Морской корпус (1880), мичман (1881) с зачислением в 1-й Балтийский флотский экипаж. Минный офицер 1-го разряда (1884), командир миноноски «Плотва» (1885). Старший офицер эскадренного броненосца «Сисой Великий» (1898–1899). Командир крейсера «Жемчуг» (1902–1906), на котором участвовал в Цусимском сражении, прорвавшись после него в Манилу, где крейсер был интернирован. Капитан 1 ранга (1906). Начальник Учебного отряда подводного плавания (1907–1911), офицер подводного плавания (1911). Начальник Бригады подводных лодок Балтийского моря (1912–1915), контр-адмирал за отличие по службе (25.03.1912). С января 1916 г. непосредственный наблюдающий за постройкой подводных лодок в Балтийском море.
В статье памяти П.П. Левицкого («Часовой», № 222–223, 1938, с. 16) В.А. Меркушов пишет о нем:
«Скромный, простой, доброжелательный ко всем и каждому, Павел Павлович всегда внимательно прислушивался к мнениям и пожеланиям командиров подводных лодок, позволял спорить с собой и никогда не злоупотреблял предоставленной ему властью. За эти качества он пользовался всеобщим уважением и заслужил на бригаде прозвище «Папа», чем всегда гордился.
К этому стоит добавить, что он никогда не старался избегать опасности и, хотя это совершенно не требовалось его положением, всегда лично ходил на погружения на большую глубину или на испытания, из которых лодка рисковала не вернуться».
После октябрьского переворота уехал в Крым, с сентября 1919 г. служил в Вооруженных Силах Юга России, заведовал резервом [502] чинов флота. С 15 мая 1920 г. и до эвакуации из Крыма состоял комендантом Ялтинского порта и старшим морским начальником. Эвакуировался в Константинополь, откуда переехал в Афины, где в 1922 г. был председателем кают-компании русских морских офицеров. С 1924 г. — в Эстонии, жил неподалеку от Таллина. Состоял почетным членом Кассы взаимопомощи моряков. 7 мая 1930 г. произведен в вице-адмиралы Великим князем Кириллом Владимировичем, в 1924 г. объявленным Императором Всероссийским (по Корпусу Императорских армии и флота). Скончался 31 июля 1938 г. и похоронен в Таллине на Александро-Невском кладбище.
С. 153.
на русские деньги немцы учились подводному плаванию
— Впервые эту мысль высказал контр-адмирал Э.Н. Щенснович: «Россия давала иностранцам возможность учиться на наши же средства». История постройки заводом Круппа «Германия» трёх лодок для России («Камбала», «Карась», «Карп») подтверждает это. Контрактные сроки немцы не выдержали и вместо 1905 г. сдали лодки только в 1907 г., хотя в контракте санкций за это не предусматривалось: «Вследствие новизны конструкции и трудности постройки
Морское министерство не налагает каких-либо неустоек за неисполнение условий контракта
»
На самом деле задержка постройки была вызвана не «новизной» и «трудностями», а тем, что параллельно с русскими лодками немцы строили свою первую боевую подводную лодку U-1, однотипную с русскими, но больших размеров. По опыту постройки русских лодок и их пробных погружений немцы вносили изменения в конструкцию своей лодки и опробовали их на практике. В результате U-1 оказалась подводной лодкой более высокого качества, а немцы, используя «опытные» русские лодки, никаких дополнительных средств не тратили.
С. 153. Налетов Михаил Петрович (1869–1938). Учился в Санкт-Петербурге в Технологическом и Горном институтах, не окончил, сдал экзамен на техника путей сообщения. В конце 1890-х гг. участвовал в строительстве порта Дальний. Находясь в осажденном Порт-Артуре, в 1904 г. на свои средства разработал, построил и испытал первый в мире подводный минный заградитель («Портартурец», надводное водоизмещение около 25 т, четыре мины заграждения или две самодвижущиеся мины Шварцкопфа). Использовать в боевых целях заградитель не успели, и он 19 декабря 1904 г. незадолго до сдачи крепости был затоплен. За участие в обороне Порт-Артура М.П. Налетов был награжден Георгиевским крестом 4-й ст. [503]
В 1906–1907 гг. разработал и предложил Морскому министерству четыре варианта подводного минного заградителя, по последнему из которых был построен «Краб», спущенный на воду 12 августа 1912 г. и 25 июня 1915 г. вступивший в строй Черноморского флота (о первом боевом походе «Краба» см. Монастырев Н.А. Наши подводные лодки во время войны // Бизертинский «Морской сборник» 1921–1923. Избранные статьи. М., 2003).
В советское время жил в Ленинграде, работал старшим инженером в отделе главного механика Кировского завода. В 1934 г. вышел на пенсию. Узнав о подъеме «Краба», составил проект его восстановления и модернизации. Скончался в Ленинграде 30 марта 1938 г.
С. 154. Подводная лодка «Камбала» погибла в 22 ч. 30 м. 29 мая 1909 г. во время учебной атаки отряда кораблей Черноморского флота: линкоров «Пантелеймон», «Ростислав» и крейсера «Память Меркурия». После имитации атаки «Пантелеймона» лодка оказалась на курсе «Ростислава» и была им замечена в 30 метрах от носа. Попытка линкора отвернуть влево и дать полный ход назад не предотвратила катастрофу — «Камбала» была протаранена и затонула на глубине 55 метров. Находившийся наверху командир лодки лейтенант М.М. Аквилонов был выброшен за борт и поднят из воды шлюпкой «Памяти Меркурия». Прибывшими из Севастополя водолазами была предпринята попытка оказать помощь оставшимся в лодке людям: начальнику Отдельного дивизиона подводных лодок Черного моря капитану 2 ранга Н.М. Белкину и 19 членам экипажа. Для обследования лежащей на грунте лодки, нарушая правила, чтобы как можно скорее оказать возможную помощь подводникам, к «Камбале» спускался водолазный унтер-офицер Ефим Бочкаленко. Полученная им кессонная болезнь оказалась смертельной — на следующий день он умер в севастопольском госпитале. На «Камбале», кроме капитана 2 ранга Н.М. Белкина, погибли помощник командира лодки мичман Д.А. Тучков и 18 нижних чинов команды. На братской могиле моряков как надгробный памятник была установлена рубка подводной лодки «Камбала», сохранившаяся до наших дней (утрачена лишь композиция со скорбящим ангелом, первоначально установленная на рубке).
Белкин Николай Михайлович (1872–1909). Окончил Морской корпус (1894). В 1895–1899 гг. служил в Сибирской флотилии на кораблях Тихоокеанской эскадры. В 1896–1897 гг. участвовал в Отдельной съемке Восточного океана в заливе Петра Великого; его именем названа банка в заливе Находка. В 1904 г. вышел с эскадрой [504] адмирала Рожественского на вспомогательном крейсере «Русь», на котором размещался Воздухоплавательный парк; от Скагена крейсер в связи с серьезной поломкой был возвращен в Россию. По возвращении поступил в офицерский класс Учебного отряда подводного плавания, который окончил с присвоением звания офицера подводного плавания (1907). С июня 1907 г. командовал подводной лодкой «Лосось», позже был старшим офицером транспорта «Хабаровск» — базы балтийского подплава. В 1908 г. был назначен начальником Отдельного дивизиона подводных лодок Черного моря. Погиб на подводной лодке «Камбала» 29 мая 1909 г. После подъема лодки был похоронен в родовом имении в Ярославской губернии.
Тучков Павел Александрович (1883–1909). Юнкер флота (1904), мичман по экзамену (1905). С ноября 1907 г. по март 1908 г. состоял слушателем Офицерского класса Учебного отряда подводного плавания. В том же году вместе с подводной лодкой «Камбала» исполняющим должность помощника командира отбыл в Севастополь. Здесь в октябре 1908 г. сдал экзамен, получив звание офицера подводного плавания с утверждением в должности помощника командира. Погиб на подводной лодке «Камбала» 29 мая 1909 г. После подъема «Камбалы» был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
С. 156.
подводная лодка «Минога» затонула
— см. очерк Авария подводной лодки «Минога» и Примечания к нему.
С. 157.
подводные лодки № 1, № 2 и № 3
— Судьба этих лодок оказалась печальной. Лодка № 1 26 апреля 1917 г. затонула в Кольском заливе в результате аварии, вызванной навалом во время шторма подводной лодки «Дельфин», в июле того же года была поднята и пошла на слом. Лодка № 2 15 октября 1915 г. во время шторма была выброшена на берег в горле Белого моря и окончательно разрушена прибоем. Лодка № 3 27 февраля 1918 г. была оставлена русскими на Дунае и захвачена австрийцами, позже производившими на ней показательные погружения в Будапеште.
С. 157. Ризнич Иван Иванович (1878–1920?). Окончил Морской корпус (1898), Водолазную школу (1900). В 1904 г. был зачислен в 8-й флотский экипаж, готовивший специалистов подводного плавания, и назначен для обучения в плавание на подводную лодку «Дельфин». Командир подводной лодки «Стерлядь» (1904–1906). Офицер подводного плавания по первому списку (1907). В сентябре 1908 г. поступил в Александровскую военно-юридическую академию, в феврале 1909 г. отчислен по болезни и уволен в запас. С началом Первой мировой войны 28 июля 1914 г. был призван на [505] действительную службу с чином лейтенанта (со старшинством 1909 г.). В августе того же года назначен командиром подводной лодки № 2. В мае 1915 г. одновременно назначен командиром Дивизиона подводных лодок особого назначения (трёх номерных лодок, заказанных Военно-инженерным ведомством). Старший лейтенант «за отличия ревностной службы и особых трудов, вызванных обстоятельствами войны» (3.08.1915). В марте 1917 г. назначен командиром строившейся в Италии для России подводной лодки F-1, получившей имя «Святой Георгий». 13 июня 1917 г. вывел лодку из Специи и 9 сентября того же года привёл её в Архангельск, где она была включена в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Уволен по демобилизации 30 апреля 1918 г.
Летом 1918 г. состоял председателем правления бюро водолазно-спасательной партии Архангельского порта. В июне 1919 г. числился в Архангельском штабе Главного штаба командующего белыми войсками Северной области, в декабре того же года — в управлении коменданта 3-го участка Мурманского прифронтового района на станции Масельская. Последнее упоминание относится к началу января 1920 г.: старший лейтенант Ризнич, «комохран-2» в Кандалакше.
В составленном командиром Онежской флотилии капитаном 1 ранга А.Д. Кира-Динжаном «Списке морских чинов Северной области» против фамилии И.И. Ризнича написано: «Остался при эвакуации (зимой 1920 г. — Ред.) в России». Его фамилия была также включена в «Список офицеров Российского Императорского флота, судьба которых неизвестна Комиссии по выяснению личного состава флота при Военно-морском историческом кружке в Париже», составленный лейтенантом М.С. Стахевичем в 1930-е гг. как приложение к пражскому «Морскому журналу». Питерский художник И.И. Ризнич (1908–1998) со слов второй жены отца записал в дневнике, что он погиб в 1920 г. на «барже смерти», затопленной красными в Белом море (сообщено Н.А. Черкашиным).
С. 157. Русин Александр Иванович (1861–1956). Окончил Морской корпус (1881), Николаевскую морскую академию (гидрографическое отделение, 1888), Артиллерийский офицерский класс по 1-му разряду (1896). Морской агент в Японии (1899–1904). Исполнял должность начальника морской канцелярии Главнокомандующего сухопутными и морскими силами, действующими против Японии (1905). Командир эскадренного броненосца «Слава» (1905–1907). Исполняющий должность директора Морского корпуса (1908–1909) и его директор (1909–1913). Контр-адмирал (1909), вице-адмирал (1912). Начальник Главного морского штаба [506] (1913–1914) и Морского генерального штаба (1914–1915). Начальник Морского штаба Верховного главнокомандующего (1916–1917). Адмирал (10.04.1916). В феврале 1917 г. отказался подписать обращение высших военачальников к императору Николаю II об отречении от престола. В эмиграции жил в Марокко, состоял председателем Всезарубежного объединения морских организаций и почетным председателем Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Скончался в Касабланке 17 ноября 1956 г.
С. 157.
был объявлен конкурс
— В 1915 г. Главный морской штаб объявил конкурс на разработку проекта подводной лодки водоизмещением 970 т. В январе 1916 г. на конкурс было предъявлено десять проектов. Лучшими были признаны проекты американской фирмы Голланд (952 т), итальянского завода «ФИАТ-Сан-Джорджио» (920 т) и И.Г. Бубнова (971 т).
С. 157.
четыре русских завода получили заказ
— По т.н. «большой» программе судостроения 1915 г. предусматривалось строительство 55 боевых подводных лодок и двух опытных. По результатам конкурса в 1916 г. Морское министерство выдало заказы на постройку четырех лодок по проекту ФИАТ (тип В) и четырех — по проекту Голланда (тип Г) заводу «Руссуд» в Николаеве; десяти лодок типа Г судостроительной верфи «Ноблесснер» в Ревеле; шести лодок по проекту Бубнова (типа Б) Русско-Балтийскому заводу в Ревеле и четырех лодок типа Б Балтийскому заводу в Петрограде (данные взяты из книги Г.М. Трусова; по данным И.Р. Рассола из его монографии об И.Г. Бубнове, СПБ., 1999, на Русско-Балтийском заводе должно было строиться восемь лодок типа Б и на Балтийском заводе — двенадцать). Ни одна из лодок типа Б построена не была.
С. 158. Стогов Петр Евграфович (1884–1975). Окончил Морской корпус (1905), служил на Черном море. Окончил Минный офицерский класс (1910), минный офицер 1-го разряда (1912). Прикомандирован к Морскому генеральному штабу как специалист по радио (1910). Во время Первой мировой войны занимался установкой радиопостов наблюдения за германским флотом в Балтийском море. Старший лейтенант за отличие по службе (5.12.1915).
В 1919 г. вернулся из Америки, куда был командирован в 1917 г., в Севастополь и был определен в Службу связи белого Черноморского флота. Капитан 2 ранга (29.03.1920). Весной 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска, летом того же года вернулся в Севастополь, откуда осенью был эвакуирован в Константинополь. [507]
В эмиграции жил во Франции и США, где успешно работал в области радиоэлектроники, получив более 20 патентов. Состоял членом и председателем Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Скончался 20 июня 1975 г. в Нью-Йорке и похоронен на Успенском кладбище Ново-Дивеевского монастыря в Джорданвилле.
С. 160. Бохановский Илья Ильич (1888–1975?). Окончил Морское инженерное училище Императора Николая I (1910), офицер подводного плавания (1912). В феврале 1913 г. назначен на 1-й дивизион подводных лодок Балтийского моря, в августе того же года исполнял обязанности флагманского корабельного инженера Бригады подводных лодок Балтийского моря, в 1914–1915 гг. состоял на этой должности. В 1915 г. назначен непосредственным наблюдающим за постройкой подводных лодок и подводных минных заградителей на заводах Ноблесснер и Русско-Балтийском в Ревеле с оставлением в прежней должности.
К октябрю 1917 г. состоял в чине штабс-капитана корпуса корабельных инженеров. 27 декабря 1917 г. отбыл в 28-дневный отпуск, «из какового больше в Балтийский флот не возвращался». 13 апреля 1918 г. в Одессе зачислен на украинскую службу по подводному плаванию. В августе 1919 г. назначен на дивизион подводных лодок белого Черноморского флота, с 10 сентября по 18 октября 1919 г. служил на подводной лодке «Утка» под командой лейтенанта Н.А. Монастырева. В октябре 1919 г. занял должность флагманского корабельного инженера штаба начальника дивизиона подводных лодок Черного моря.
Эвакуировался из Крыма в ноябре 1920 г. На 25 марта 1921 г. числился капитаном корпуса корабельных инженеров в составе Русской эскадры в Бизерте. В октябре 1921 г. для чинов эскадры прочел лекцию «Погружающиеся крейсера в 2000 тонн водоизмещения на поверхности (проект 1916 г.)». В эмиграции жил во Франции, участвовал в работах по подъему французского линкора «Либерте». С 1924 г. состоял членом, в 1960-х гг. – председателем Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже. В 1971 г. был действительным членом Морского собрания в Париже. По неподтвержденным сведениям, скончался в 1975 г.
С. 161.
подводных минных заградителей в 235 тонн. — Речь идет о малых подводных минных заградителях типа 3 (3–1–3–4) водоизмещением 228/268 т, со скоростью хода 10/5 узлов и двадцатью минами заграждения, заказанных Балтийскому и Русско-Балтийскому заводам в феврале 1917 г. Построены не были. [508]
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи