Житомир — губернский город Волынской губернии, на реке Тетереве и её притоке Каменке, на плоской возвышенности, перерезанной глубокими оврагам.
По местному преданию, Житомир основан около 884 года по Р.Х., любимцем Аскольда и Дира — Житомиром, не пожелавшим служить Олегу. Первое летописное упоминание о Житомире относится к 1240 году, когда его разорили татары (он страдал от них ещё несколько раз, до XVII в.). В 1320 году Гедимин взял Житомир и присоединил его к Литве. Около половины XVI столетия Житомир представлял крайне бедное, всего с 49 мещанскими домами, местечко. По описи 1572 года в нем было 142 двора, небольшой замок и старостинский дворец. В 1596 году установлены в городе две ярмарки, оживившие торговлю и улучшившие материальное положение населения.
В 1648 году Житомир был разорен казаками Хмельницкого, а через 3 года под ним был разбит Хмельницким и Богуном польский вождь князь Четвертинский. В 1686 году, когда Киев остался за Россией, Житомир назначен главным городом уменьшенного Киевского воеводства.
В 1724 году в Житомире иезуиты основали монастырь и школу; в 1765 году в нем было 5 церквей (2 православные и 3 католические), огромный дворец и 285 домов. Когда Волынь была присоединена к России, Житомир стал уездным городом, а в 1804 году, за неимением в губернском городе Новоград-Волынске удобных зданий для присутственных мест, сделан губернским городом Волынского наместничества. Герб города «на голубом поле отверстые ворота, с тремя на них башнями».
Источник: Энциклопедический словарь (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.).
——— • ———
Cамая первая перепись в Житомире была проведена в далеком 1873 году.
Интересно, что подобное мероприятие планировалось осуществить одновременно и в Киеве, но из-за пассивности местных жителей и нерасторопности властей, она была проведена лишь через полгода. Таким образом, Житомир можно считать одним из пионеров по переписи населения в Украине.
Отчет о переписи на Житомирщине в 1873 году впечатляет своей подробностью.
Похоже, не было вопросов, которых бы не коснулся статистический комитет губернии. Раскроем некоторые из них.
Административно, Житомир конца ХIХ столетия делился на 3 части и 12 кварталов. В день переписи — 18 декабря 1873 года — в городе проживало 43 047 жителей, из них 21 154 мужчин и 21 893 женщин.
Секретарь статистического комитета Волынской губернии Владимир Петрович Рогге в отчете отметил, что жителей оказалось больше, чем считалось ранее по официальным данным. Классификация по полу также оказалась неожиданной: если раньше насчитывалось больше мужчин, то теперь был перевес женщин — «на 100 мужчин приходится 103 женщины». Выделялись евреи: «на 100 мужчин приходилось 111 женщин».
Самый большой и многосторонний материал, собранный во время переписи, содержит раздел о распределении жителей по роду занятий.
Население было поделено на две категории: производителей и тех лиц, которые жили за счёт них.
Еще деление было по профессиям на группы:
• ремесленники — 22,59%;
• торговцы — 17,95%;
• служащие — 10,19%;
• занятые воспитанием и обучением — 1,89%;
• землепашцы — 1,28%;
• занятые Богослужением — 1%;
• осуществляющие помощь во время болезни — 0,61%;
• занятые искусством — 0,44%;
• техникой — 0,23%,
• и т.п. (при чем, в каждой из 17 групп производителей намного меньше, чем тех, кто живет при них).
Убогих в городе было 40 мужчин и 62 женщины (теперь мы называем их бомжами или просто нищими), однако и они давали средства для существования ещё 32 лицам [!]. В итоге же на каждого производителя приходилось по 1,25 из тех, что жили за их счет.
Уровень жизни горожан почти граничил с бедностью — Владимир Петрович Рогге видит причину в перевесе еврейского населения, в котором доминирует пролетариат.
Связана с материальным состоянием и грамотность горожан. Почти 2/3 житомирцев не могли ни читать и ни писать, из них 4/5 — евреи. Наиболее грамотными были лютеране (по вероисповеданию) и дворяне (по роду).
До октябрьского переворота 1917 статисты не придавали внимания национальности, разделение производилось по вероисповеданию: иудеи — 44,84%, православные — 32,53%, римо-католики — 18,94%, старообрядцы — 2,42%, лютеране — 0,92%.
По свидетельству секретаря статкомитета Владимира Петровича Рогге, перевес евреев был основной чертой Житомира конца ХIХ века, и это отражалось на семейных, общественных и экономических аспектах жизни города.
Перепись фиксировала не только демографическую статистику, но и количество построек города. Всех зданий в наличии было — 7 415, из них жилых — 3 758.
Самыми основными постройками в городе в то время считались:
• 2 гимназии (мужская и женская),
церкви:
• православные — 7,
• католические — 2,
• лютеранская — 1,
• синагоги еврейские — 4,
• 29 молитвенных школ,
• 5 аптек,
• 4 типографии,
• 5 фотографий (имелись в виду фотоателье).
Интересно, что первую позицию удерживали «питейные заведения» — сегодняшние кофе, бары, рестораны — которые и сейчас вытесняют потихоньку все другие пункты для развлечения житомирцев. На время переписи их было 104. Другими по количеству, а также по значимости выступают гостиницы — 63. Магазинов насчитывалось 15, отелей — 8.
Как показала перепись, ситуация с водоснабжением была в городе не на самом лучшем уровне. Об этом свидетельствует то, что колодцев обнаружено всего 553, сравнивая их численность с количеством домов и численностью населения, видим, что приходится по одному колодцу на 13,40 домов и 77,84 жителя. Правда, эту ситуацию несколько улучшали 13 озер, 8 купален, 11 прудов, 5 источников и даже один бассейн.
На перепись были истрачены относительно небольшые, по тем временам, деньги — 311 руб., но материал был собран внушительный.
Этому успеху способствовали, прежде всего волонтеры, которые без оплаты взяли на себя обязанности переписчиков, из них наиболее старательными были офицеры и воспитанники гимназии.
[Отчет о деятельности Волынского Губернского Статистического Комитета в 1874 г. — Житомир, Волынские губернские ведомости, 1875, № 24. Секретарь — В.П. Рогге].
Источник: Л. Хвостова, Госархив Житомирской области (перевод с украинского, с сокращениями), www.davnyna.iatp.org.ua.
Фото: www.zhytomyr.ukrtelecom.ua
——— • ———
вверх
Книги, документы и статьи