Первыми центрами образования немцев в России были школы при городских церквах. В Москве они возникли одновременно с образованием Немецкой слободы. В конце XVII — первой четверти XVIII века здесь имелись уже четыре школы: две лютеранские, реформатская (голландская) и католическая. Школы действовали при церквах Св. Михаила (1602), Св. Петра и Павла (1626). Известны имена некоторых первых школьных учителей: Мартин Бер (1602), Яков Нигенберг (1621), Иван Риттер (до 1622). Католическая школа возникла в 1685 году после появления в столице первых патеров. Первой частной школой была гимназия пастора Э. Глюка (1704).
Одной из старейших в российской провинции была школа в Саратове при церкви Св. Марии (открыта в 1786 г.) К началу XX века лютеранский приход содержал уже три школы: начальную церковную школу, высшее приходское училище в Саратове и начальную школу в Покровской слободе. В них обучалось около 1 000 детей.
В течение XVIII-XIX веков начальные и средние учебные заведения были организованы при лютеранских церквах в Барнауле, Екатеринбурге, Киеве, Одессе, Омске, Таганроге, Томске, Харькове и других городах. В 1879 году на базе московской школы при церкви Св. Петра и Павла были открыты мужская гимназия и реальное училище, в 1880 году здесь же организована и женская гимназия. Школа при церкви Св. Михаила в 1876 году была преобразована в реальное училище.
Образование немецких колонистов стало складываться с момента их поселения в России. Уже по дороге в Поволжье, в 1763 году, первые переселенцы остановились на зимовку в Торжке и здесь организовали обучение детей основам религии и грамоте. Проблема школы стояла среди первоочередных задач при обустройстве колонистов на новом месте. Они собственными силами строили школьные здания, при этом часто школа и молитвенный дом размещались под одной крышей, на свои средства нанимали учителей. К 1771 году в Поволжье было построено уже 12 школ. Первая сельская лютеранская школа была открыта в 1766 году в Екатериненштадте, позже — католическая. Заведование сельскими немецкими школами и наблюдение за учителями в начальный период было в руках приходского духовенства.
На общем фоне сельских школ выделялись школы гернгутеров в Сарепте, последователей одного из течений протестантизма, имевших большие правительственные привилегии и отличавшиеся высоким экономическим и духовным уровнем жизни. В 1772 году они открыли школу для мальчиков, а в 1773 году — для девочек. Здесь изучали русский и немецкий языки, латынь, историю, географию, физику, математику, механику, химию, ботанику, музыку. Первые учителя были приглашены из Германии, позже ими становились колонисты — выпускники университетов. Кроме того, здесь были организованы школа для взрослых (1773), двухклассная (1788) и трёхклассная (1793) школы. Многие богатые колонисты, пасторы, русские помещики отправляли своих детей для учебы в Сарепту.
Выгодно отличались и школы меннонитов поселившихся в Новороссии. В 1838 году школы имелись во всех колониях Молочанского и Хортицкого меннонитских округов. В них обучалось около 3 тыс. учеников. Успешному развитию меннонитских школ в Молочанском округе способствовало изменение в 1843 году непосредственного управления ими: они были изъяты из ведения духовенства и переданы Сельскохозяйственному союзу во главе с И. Корнисом (оставались до 1869 года). Он лично разработал инструкции для школ, которые предлагали реформирование учебного процесса, введение новых предметов, способствовали сохранению материальной базы школ, предусматривали введение испытательного экзамена для учителей при приеме на работу. В 1866 году в программы сельских школ был введен русский язык в качестве предмета. Силами немецких поселенцев в 1907 году в Гальбштадте открылось восьмиклассное коммерческое училище, в 1914 году в Эйгенфельде было организовано сельскохозяйственное училище.
Первые школы в дочерних колониях Сибири, Южного Урала, Казахстана возникли в конце XIX века: под Оренбургом в пос. Алисово (1893), Деевка, Петровское; под Омском в пос. Александровка (1893), Сосновка (1895), Красноярк (1897), Новинка (1897); в Акмолинском уезде в пос. Рождественское (1897), Романовское (1897). В начале XX века активно развивались школы переселенцев на Алтае.
Для подготовки собственных учителей, владеющих русским языком, немцы организовывали центральные училища. По инициативе И. Корниса в 1820 году в колонии Орлов было открыто первое и одно из лучших училищ в колониях. В дальнейшем они появились в Екатериненштадте (1833), Лесном Карамыше (1834), Гальбштадте (1835), Хортице (1842), Сарате (Вернеровское, 1844), Пришибе (1846). К 1915 году только в Одесском учебном округе действовали 15 центральных училищ, в т.ч. женские.
С 1802 по 1837 год колонистские школы находились в ведении Министерства внутренних дел, затем перешли в подчинение Министерства государственных имуществ. В 1881 году все колонистские (535) и центральные (13) школы были переданы в Министерство народного просвещения (МНП). В течение 1890–1892 годов в ведение туда же перешли все евангелическо-лютеранские и католические церковные школы.
По итогам школьной переписи 1911 года, в начальных училищах МНП и духовного ведомства насчитывалось 152 398 учащихся-немцев. Из них 86% обучалось в сельских школах и около 14% в городских. Наибольшее количество немецких колонистских школ находилось на территории Казанского и Одесского учебных округов.
В годы Первой мировой войны на немцев обрушился ряд репрессивных мер. От преподавания и учебы отстранялись подданные воюющих с Россией стран, были закрыты немецкие общества и их школы. 24 декабря 1914 года утвержден закон, запрещавший преподавание на немецком языке в колонистских школах. Летом 1915 года была проведена замена учителей-немцев, не владевших или плохо владевших русским языком, на русских преподавателей. 18 августа 1916 года принят закон «О воспрещении преподавания на немецком языке», который запрещал использование немецкого языка в школах любого типа и в Юрьевском университете.
Немецкие школы в столичных и крупных городах России возникали при евангелическо-лютеранских церквах. Они были собственностью церковных общин и содержались исключительно на их средства.
В Санкт-Петербурге таких школ было четыре, их называли по имени церквей, при которых они создавались: Петришуле, Анненшуле, Катериншуле и школа при реформатских церквах. Они были похожи по структуре и методике преподавания, но у каждой были свои характерные черты, свой путь развития. Петришуле считают старейшей школой города. Она всего на шесть лет моложе Санкт-Петербурга. Первое упоминание о ней найдено в письме вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса Петру I, датированном 1709 годом. Тогда школа располагалась в доме вице-адмирала, где находилась и первая лютеранская церковь. С 1735 года школа разместилась в одном из домов церкви Св. Петра у Невской перспективы. В 1760–1762 годы по проекту архитектора М.Л. Гофмана для неё возвели специальное здание за кирхой.
В 60-х годах XVIII века школу возглавил профессор Геттингенского университета, пастор Антон-Фридрих Бюшинг (1724–1793). Он составил новый учебный план, пригласил опытных учителей из Германии и заложил фундамент той Петришуле, которая стала потом широко известна. Он считал, что иностранцы, живя в России, должны чувствовать себя гражданами этой страны, и ввел обязательное изучение русского языка для всех учащихся.
В школу при церкви Св. Петра принимались не только дети членов общины, но и извне, без различия сословий, национальности, вероисповедания. Методы обучения в школе были самыми передовыми для того времени и совершенно новыми для России как с точки зрения подбора предметов, так и педагогики. Система обучения была гибкой, с дифференцированным подходом к каждому учащемуся, его способностям, интересам и вероисповеданию.
С помощью графа Б.Х. фон Миниха в 1730 году школа получила высочайшее покровительство. Позже императорская привилегия, выданная Екатериной II 22 января 1764 года гарантировала совету церкви Св. Петра и его школе на вечные времена право самоуправления в вопросах школьной и хозяйственной политики, а также освобождение школы от ряда налогов.
Указом от 29 августа 1783 года Екатерина II делает Петришуле образцом для устройства всех немецких школ в Российской империи, а её учителя получают право инспектирования последних.
Сохранились воспоминания о пребывании в Петришуле на рубеже XVIII и XIX веков Ф.Ф. Шуберта, впоследствии генерала от инфантерии, участника войн с Наполеоном, начальника корпуса военных топографов. Он благодарит школу за воспитание и полученные знания, описывает школьные порядки, отличавшиеся гуманностью.
С 1823 года оканчивающие школу с отличием награждались золотым перстнем вместо медалей, выдаваемых в государственных учебных заведениях. На синей эмали перстня выделялась монограмма из букв «SP» — «Schola Petrina», на внутренней поверхности были выгравированы слова «diligentiae et probitati» («усердию и честности»).
В течение двух веков дореволюционного существования Петришуле превратилась в блестящее учебное заведение со многими отделениями: гимназией, реальным училищем, училищем для девочек и т.д. И хотя языком обучения всегда оставался немецкий, многие русские старались отдать туда учиться своих детей. Среди воспитанников Петришуле — немецкий путешественник и революционер Георг Ферстер, педиатр К.К. Раухфус, основатель системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. В ней получили образование выдающиеся деятели русской культуры: К.И. Росси, М.П. Мусоргский, А.Н. Бенуа, М.Е. Месмахер. Многие русские в Санкт-Петербурге и далеко за его пределами знали о существовании лютеранской общины и церкви Св. Петра только по той славе и известности, которую имела их школа.
Заметна роль немцев в организации новых учебных заведений. В 1726 году при Академии наук стараниями академика-историка Готлиба-Зигфрида Байера (1694–1738) была открыта первая в Петербурге гимназия. Практически в течение первых тридцати лет все учителя были из немцев и преподавание велось на немецком языке. А из 13 ректоров гимназии за годы её существования (1726–1805) семь были немцами.
В 1731 году по проекту графа Бурхарда Христофа фон Миниха (1683–1767) был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус — своеобразная «рыцарская академия», ориентированная на подготовку молодых дворян к военной и гражданской деятельности. В течение 10 лет, являясь главным директором корпуса, Миних добросовестно исполнял свои обязанности. С чувством глубокой благодарности вспоминали кадеты и других директоров, особенно графа Фридриха (Федора Евстафьевича) фон Ангальта (1732–1794), приглашенного в Россию Екатериной II, и немецкого поэта Фридриха (Федора Ивановича) Клингера (1752–1831), который 35 лет прослужил в Кадетском корпусе.
Пользовались популярностью и школы для подготовки садовых мастеров, которые были организованы немцами-садоводами: Л. Гарнихфельдом, Б. Фоком, Г. Экслебеном, Ф.Б. Фишером. По плану лейб-медика Екатерины II Иоганна-Генриха (Ивана Захаровича) фон Кельхена (1723–1810), в 1783 году при городской Обуховской больнице было открыто хирургическое училище.
Весьма охотно немцев приглашали в качестве домашних учителей в царскую семью. Наставником будущего императора Петра III был академик Я.Я. Штелин; естественные науки Александру I преподавали академики П.С. Паллас, Л.Ю. Крафт. Шарлотта фон Ливен, вдова генерал-майора артиллерии О.Г. фон Ливена, мать одиннадцати детей, стала воспитательницей детей императора Павла. Её воспитанник — император Николай I — сделал её княгиней. Детей Александра II русскому языку и словесности обучал профессор Петербургского университета О.П. Миллер.
По данным переписи населения Петербурга 1869 года, среди преподавателей высших учебных заведений немцы составляли 9,3%, среди преподавателей средних учебных заведений — 25%, воспитателей и гувернеров — 29%. Значительное число немцев было среди учителей иностранных языков и особенно много среди учительниц пения и музыки — 40%.
Некоторые из них многие годы руководили учебными заведениями: директором 3-й петербургской гимназии был Вильгельм Христианович Лемониус, директором 4-й — Иоганн Федорович Кнорринг, директором 6-й — Густав Густавович Зоргенфрей, директором 7-й — Владимир Федорович Эвальд, директором Петришуле — Эрих Карлович Клейненберг и другие.
Знакомство с послужными списками учителей петербургских гимназий позволяет говорить о том, что профессия учителя становится семейной традицией. В 3-й гимназии русский язык и словесность преподавал Франц Иванович Буссе, его сын Вильгельм Францевич обучал физике и математике. Александр Филиппович Постельс был членом Главного правления училищ, его брат Морис Филиппович — учителем естествознания в 3-й гимназии, а сын Фридрих Александрович — учителем математики в 6-й гимназии. Успешно обучали немецкому языку в 1-й гимназии отец и сын Иоганн и Вильгельм Крейцеры. Более двадцати лет прослужил учителем физики в военном училище Федор Федорович Эвальд, два его сына — Владимир Федорович и Эдуард Федорович — обучали древним языкам учащихся 7-й гимназии.
Одним из самых популярных женских учебных заведений дореволюционного Петербурга была гимназия — пансион Эмилии Павловны Шаффе (1827–1906). Она родилась в Петербурге в семье банковского служащего, отец которого прибыл в Россию в свите герцога Гольштейн-Готторпского, будущего Петра III. После окончания Петришуле и многолетней практики частных уроков 15 января 1858 года открыла школу-пансион. Шаффе полагала, что воспитание девочек должно соответствовать реалиям окружающего мира, а поэтому следует воспитывать в них практичность и приучать к посильному физическому труду и умению быть самостоятельными в любых житейских ситуациях. Девочкам нужно научиться «рассуждать обо всем здраво и логически и сравниться с мужчинами в самостоятельности своих суждений».
Каждый учебный предмет изучался в гимназии со слов учителя, а затем материал закреплялся письменными упражнениями. Учебники и руководства практически не использовались, чтобы «приучить детей к живому обмену мыслями с преподавателями». Кроме уроков много времени уделялось прогулкам по городу и посещению музеев. Ботанику изучали в Ботаническом саду, а географию на Петровском острове и у Петропавловской крепости, отыскивая на местности «заливы», «острова» и «полуострова», а дома вычерчивали карты. Для более успешного усвоения иностранных языков каждой ученице выдавалась маленькая книжечка, которую она переводила на родной язык. При этом с детьми разговаривали то по-немецки, то по-французски.
Нередко в разных классах гимназии учились девочки из одной семьи: Бенуа, Тизенгаузен, Авенариус, Бем и другие. Здесь учились дочери Д.И. Менделеева — Любовь и Мария; дочь историка Н.И. Кареева, в будущем известная писательница Е.Н. Верейская.
Самое известное в Петербурге училище для мальчиков — гимназия К. Мая — было основано 10 сентября 1856 года прусским подданным, известным педагогом-практиком Карлом-Иоганном (Карлом Ивановичем) Маем (1820–1895) при активной поддержке ряда предпринимателей и ученых города. Первые 25 лет школа была немецкой, лишь русский язык, литература и история преподавались на русском языке. Школа с самого начала состояла из двух отделений — гимназии и реального училища. В первом из них углубленно изучались древние языки — латынь и греческий, а также по расширенной программе преподавались гуманитарные предметы. Ученикам реального отделения в большем объеме преподавались естественные науки. Многочисленные обзорные экскурсии на заводы, фабрики, в музеи, на выставки, в пригороды Петербурга и даже в другие города расширяли кругозор учеников и дополняли образовательный процесс.
Главной особенностью школы был индивидуальный подход к каждому ученику, отношение к нему как к личности, заслуживающей внимания, уважения и доверия. Постоянное взаимодействие с семьей, стремление раскрыть и развить природные способности -вот принципы, которые на протяжении всех лет соблюдались в школе К.И. Мая. К числу её достоинств нужно также отнести полное отсутствие национальных и религиозных предрассудков. Все это позволило говорить о возникновении в стенах этой частной школы особой, почти семейной атмосферы, названной позднее «майским духом».
К.И. Май оставался на посту директора школы до 1890 года, после чего передал бразды правления выпускнику этой же школы Василию Александровичу Кракау (1857–1935).
Растущее число желающих получить здесь среднее образование к концу XIX века привело к мысли о необходимости нового здания. Это удалось осуществить уже при Александре Лаврентьевиче Липовском (1867–1942) — педагоге и ученом-слависте, избранном директором в 1906 году. Новое здание гимназии и реального училища К.И. Мая (Васильевский остров, 14-я линия, д.39) возведено в 1909–1910 годах выпускником школы, академиком Г.Д. Гриммом, безвозмездно составившим проект. 31 октября 1910 года состоялось торжественное открытие нового школьного дома. В новом здании школьная жизнь достигла подлинного расцвета, почти при каждом кабинете действовали кружки, в числе которых был первый в России авиамодельный кружок; издавался собственный литературный журнал «Майский сборник». Гордостью школы были 12 прекрасно оборудованных предметных кабинетов, фундаментальная и ученическая библиотеки, содержащие более 12 тысяч книг на шести языках; столярная мастерская, гимнастический зал, столовая.
Важное место в жизни школы занимали школьные спектакли. На одном из них в конце 1850-х годов появился штандарт с изображением майского жука, который с тех пор считался эмблемой школы и дружеским прозвищем её учеников. В гимназии и реальном училище К. Мая получили образование в общей сложности свыше 1 000 юношей. Последний выпуск состоялся 24 февраля 1918 года, после чего учебное заведение декретом новой власти было национализировано. Среди выпускников этого учебного заведения было немало видных деятелей науки и культуры, 23 из них в разные годы были избраны действительными членами Академии наук, в том числе языковед М.Ю. Фасмер, математик Н.М. Гюнтер, физики О.Д. Хвольсон и филолог Д.С. Лихачев, архитекторы А.А. Оль и И.И. Фомин, искусствовед В.А. Леняшин, художники Н.А. Бенуа, С.Н. Рерих и О.Г. Верейский.
Педагоги немецкого происхождения часто становились проводниками передовых педагогических начинаний. В 1862 году Софья Андреевна Люгебиль открыла в Петербурге первый в России детский сад, а Ф.Ф. Резенер — первую в России исправительную колонию для малолетних преступников. Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) — педагог и анатом, стал основателем научной системы физического воспитания. В 1896 году им были созданы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (ныне — Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта).
Начиная с XVIII века, когда только закладывались основы системы образования, многие предметы в российской школе изучались по переводам с немецких учебников. Николай Александрович фон Корф (1834–1883), потомок барона Иоганна Альбрехта фон Корфа (1692–1766), президента Петербургской Академии наук, выступая организатором образования на юге России и Кавказе, составил книгу для чтения «Наш друг», которая переиздавалась 19 раз, а для учителей написал методическое пособие «Руководства к обучению грамоте», выдержавшее семь изданий.
Самыми популярными книгами, по которым российское юношество училось писать и читать, были сочинения Иосифа Ивановича Паульсона, эксперта Петербургской Городской думы по школам. Он составил два учебника для обучения русскому языку, которые печатались большими тиражами и переиздавались 17 раз. Подобных примеров можно привести множество.
Немалый вклад внесли немцы в организацию высшего образования в России, а также в подготовку отечественных научных кадров. Немецкие профессора, которых приглашали из различных университетов Германии и балтийских губерний и которые трудились во всех российских университетах, сыграли важную роль в постановке преподавания гуманитарных и естественных наук, и большинство из них пользовалось заслуженным уважением русских студентов.
По подсчетам современного историка Ф.А. Петрова, в течение первых ста лет существования Московского университета (1755–1855) из 256 его преподавателей немцев было 63, т.е. четверть всего профессорско-преподавательского состава. Среди них наибольшую известность приобрели профессор философии Иоганн-Георг (Иван Григорьевич) Шварц (1751–1784), профессор юриспруденции и директор университета Теодор (Федор Григорьевич) Баузе (1752–1812), профессор кафедры натуральной истории Готтфельд (Григорий Иванович) Фишер фон Вальдгейм (1771–1853), профессор математики, основатель Русского математического общества Николай Дмитриевич Брашман (1796–1866). Особо следует отметить Ивана Андреевича Гейма (1759–1821), занимавшего пост ректора Московского университета в 1808–1819 годах. С его именем связана эвакуация университета во время наполеоновского вторжения 1812 году и последующее его возрождение в разоренной Москве.
Нередко немецкие профессора и ученые оказывали огромное влияние на формирование научных пристрастий отечественных ученых. Интерес к математическим наукам у будущего великого математика Н.И. Лобачевского пробудили немецкие профессора Казанского университета Иоганн-Христиан-Мартин (Мартин Федорович) Бартельс (1769–1836) и Франц-Ксаверий-Броннер (1758–1850). Бартельс испытывал глубокое уважение к своему ученику и считал, что Лобачевский «проявил такие признаки математического дарования, что наверное составит себе славное имя». Когда Совет Казанского университета рассматривал «худое» поведение независимого и своенравного студента Лобачевского и дело могло закончиться весьма трагично, в обсуждение вмешались Бартельс и Броннер. Они не только настояли на том, чтобы оставить Лобачевского в университете, но и рекомендовали его к «повышению в степень магистра». Что и было сделано.
Присутствие немецких профессоров, учителей и наставников в государственных и частных учебных заведениях дало мощный импульс развитию образования в Российской империи.
И.В. Черказьянова, Г.И. Смагина
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки