Чрезвычайно важной персоной в Российской империи был губернатор, до 1917 года он высший правительственный чиновник в губернии. Очень часто в России его возможности соответствовали дословному переводу этой должности с латыни («gubernator» — правитель), особенно там, где губернии объединялись в генерал-губернаторства. Это была и почетная, и дающая широкие возможности должность. Хороший губернатор способствовал чрезвычайному расцвету края, при казнокраде страдало не только мелкое чиновничество, но и крупнопоместное дворянство. В 1728 году Б.Х. фон Миних получил графский титул и пост генерал-губернатора Ингерманландии, Карелии и Финляндии и руководил созданием обводного Ладожского канала, вошедшего в состав Вышневолоцкой водной системы — водного пути от Волги до Балтийского моря, созданного в начале XVIII века. Губернатором Санкт-Петербурга (с 1882 г.) был генерал Ф.Ф. фон Трепгоф (Трепов). Среди губернаторов Прибалтийских земель и Польши немцы были не редкостью, российские немцы занимали губернаторские должности на Вятке (вятский губернатор Федор Иванович фон Брадке (1752–1819)), в Нижнем Новгороде (Павел Симон Унтербергер (1842–1905?), К.П. Фредерикс), в Тобольске (в 1840–1845 гг. Карл Федорович Энгельке), в Оренбургском и Приморском краях (Густав Федорович Эрдман и Василий Егорович Флуг (1860–1934)), [в Баку — Владимир Петрович Рогге (1888–1899)].
Среди 13 генерал-губернаторов Оренбуржья в середине XVIII — первой трети XIX веков пять были немцами: Иоганн (Иван Андреевич) Рейнсдорп, много уделявший внимания развитию землепашества, Иоганн Варфоломеевич Якоби (1726–1803), Густав-Отто-Андрей фон Игельстром (1737–1817), построивший две мечети — в Оренбурге и Троицке — и открывший при первой школу для казахских детей, Александр Александрович Пеутлинг, Петр Кириллович фон Эссен (1772–1844). Среди немцев-губернаторов были казачьи атаманы (Евгений Оттонович Шмидт, генерал-губернатор Степного края), члены Государственного совета (Николай Оттонович Розенбах (1830–1901), туркестанский генерал-губернатор), исследователи Египта и Палестины (Николай Владимирович Адлерберг (1819–1892), финляндский генерал-губернатор). Известен якутский губернатор Юлий Иванович фон Штубендорф (1811–1878) — один из основателей Сибирского отдела Русского географического общества и музея при нем. Он был высокообразованным человеком, так же как и его тезка — Томский губернатор профессор Юлий Иванович Эйхвальд (1827–1900). Всего в истории России было около трёх сотен военных и гражданских губернаторов, вице- и генерал-губернаторов и наместников немецкого происхождения, не считая воевод допетровского периода.
Из 12 министров финансов до конца XIX века пять было немцами: Егор Францевич Канкрин (1774–1845), Михаил Христофорович Бунге (1849–1915), Сергей Юльевич Витте (1823–1895), выведший экономику России из дефицита; в министерстве в разные годы работали И.Х. фон Тройблут, К.А. Бух, Н.В. Граве, Н.А. Тур и др.
Особенно примечательна в русской истории фигура Е.Ф. Канкрина. Герхард Канкрин (русифицированное имя Егор появилось в его анкете значительно позже) родился в г. Ганау близ Франкфурта-на-Майне. Получил классическое образование в Гессенском и Марбургском университетах Германии, в 20 лет стал доктором права. В 1797 году приехал в Россию, где прошла вся его государственная деятельность. Первые несколько лет, не зная русского языка, он не мог найти приличную должность и, как свидетельствуют его биографы, бедствовал. С 1800 года он стал помощником отца на соляном заводе (Франц-Людвиг, или Франц Иванович Канкрин, в 1783–1813 годах с перерывами являлся директором Старорусского соляного завода, затем членом горного совета, был автором многих трудов, связанных с развитием горных и соляных производств). А затем Е.Ф. Канкрина ждала стремительная карьера: инспектор немецких колоний Петербургской губернии, генерал-интендант русской армии, министр финансов России. Один только факт, что он возглавлял это очень ответственное и неспокойное министерство 21 год и сохранял свой пост при двух царях (Александре I и Николае I), говорит о его незаурядных способностях. В 1829 году Е.Ф. Канкрин получил за заслуги титул графа. Вот как оценивается деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов в одном из биографических очерков, написанном в 1893 году: «Полное расстройство финансов, вызванное управлением Гурьева, сменилось процветанием. Дефицит был устранен уже в 1824 году, оскудение казны сменилось значительными запасами, у Канкрина всегда были деньги, но расходовать их без крайней надобности он никому не позволял, во всех отраслях государственного хозяйства установился образцовый порядок, бесконечное обирание казны было искоренено, государственный кредит России достиг такой устойчивости, такого блеска, что наше отечество могло в случае надобности занимать на европейских рынках деньги на самых выгодных условиях, фонды наши ценились выше нарицательной их стоимости».
Одним из любимых выражений Егора Францевича было: «Да, батушка, я скряга на всё, что не нужно!». А на то, что, по его мнению, было необходимо России, он денег не жалел. Покровительство отечественной мануфактурной промышленности, распространение технического образования, развитие горного дела, расширение добычи драгоценных металлов — вот далеко не полный перечень направлений, на которые расходовались средства казны. Благодаря поддержке Е.Ф. Канкрина были основаны Технологический, Лесной и Горный институты, множество гимназий и школ с техническими отделениями в различных городах России, школы Торгового мореходства в Петербурге и Херсоне, мореходные классы в Архангельске, рисовальная школа при Академии художеств «с отделением для девиц» и гальванопластическим отделением (одним из первых в Европе) и многое др. Он являлся сторонником покровительственной системы в таможенной политике, как средства для развития русской промышленности.
По его инициативе с пособием от казны издавались «Земледельческая газета», «Коммерческая газета», «Горный журнал». Девиз Е.Ф. Канкрина «Не ломать, а постепенно улучшать» стал крылатой фразой.
С уроженцами Германии связано и появление в России железных дорог и последующее их функционирование. Для управленцев железной дороги типична судьба Фердинанда Ивановича Таубе. Он в 1826 году поступил в военное училище, из которого в 1828 году был выпущен прапорщиком, а в 1829 году прикомандирован к Институту инженеров путей сообщения для продолжения курса наук. В 1831 году он окончил институт и был направлен на строительство гранитной набережной у Царицына луга и на Васильевском острове в Петербурге. В августе 1834 года в Петербург приехал известный строитель железных дорог Франц фон Герстнер (1793–1843). Хотя его проект соединения железной дорогой обеих столиц не нашел поддержки, но в качестве опыта было решено построить железную дорогу от Петербурга до Царского Села. Ф.И. Таубе принадлежал к числу тех немногих, кто поверил в будущее этих начинаний. Когда была открыта подписка на акции, он принял в ней активное участие. На первом собрании акционеров Ф.И. Таубе оказался единственным инженером. Ф. фон Герстнер обратил на него внимание и предложил ему наблюдать за постройкой дороги. Ф.И. Таубе принял звание директора в правлении, а вскоре Главным управлением путей сообщения был назначен управляющим железной дорогой. На этой службе он оставался до 1860 года. Затем стал членом от правительства в Совете Главного управления Российских железных дорог и занимал эту должность до смерти.
В 1796 году, в период правления Павла I, была учреждена свита Его Величества по квартирмейстерской части, в состав которой входила собственная Его Величества чертежная, переименованная в 1797 году на прусский лад в собственное Его Величества Депо карт. Управляющим был назначен немец — К.И. Опперман, с подчинением генерал-квартирмейстеру, которым вскоре стал И. фон Фитцтум. Начальник квартирмейстерского отделения Военно-топографического депо Иоганн (Иван Иванович) фон Фитцтум (1750-е — 1829), происходил из семьи обрусевших немцев, был теоретиком и практиком фортификационного дела. В исторической науке он известен более как картограф, писатель и генерал-майор при Главном штабе, преподаватель и автор значительных трудов по военному делу. Среди его ученых трудов: «Рассуждения о сочинении военных планов» (1801), «Руководство и практическое употребление плоской тригонометрии в пользу военнослужащих» (1810), «Основание артиллерии и понтонной науки» (1816).
28 января 1822 года был создан Корпус топографов, директором которого назначили генерал-майора Федора Федоровича (Теодора) фон Шуберта. Семья Шубертов была чрезвычайно известна. В Россию в 1783 году приехал Фридрих-Теодор (Федор Иванович) фон Шуберт (1758–1825) — астроном и геодезист, с 1786 года академик Петербургской Академии наук. Теодор фон Шуберт (1789–1865) был старшим из детей Ф.И. Шуберта и его единственным сыном. Ф.Ф. Шуберт — генерал от инфантерии, военный топограф, автор лучшего плана Петербурга (1828).
Планы первой половины XIX века создавались на основе съемок, производимых Военно-топографическим депо. Корнелиус-Август фон Рейсиг (1781–1860) стал организатором и первым директором механической мастерской при Главном штабе для изготовления математических инструментов, необходимых для квартирмейстерской части, Депо карт и Инженерного департамента. За научные заслуги в области механики К.А. Рейсиг был избран членом-корреспондентом Академии наук, корреспондентом Вольного экономического общества. Его изобретения по достоинству были оценены известнейшими картографами России.
Немцы в России зачастую становились зачинателями и новаторами. «Российское общество покровительства животным» было основано петербургским немцем коллежским советником Федором (Фридрихом) Христиановичем Паули, который познакомился с деятельностью подобных обществ во время своего пребывания в Германии в 1864 году. Здесь первое общество покровительства животным образовалось ещё в 1837 году. В списке 50-ти учредителей нового общества три четверти составляли немецкие фамилии. Общество боролось за гуманное обращение с животными, их транспортировку в адекватных условиях, отлов и умерщвление гуманными методами, выступало против вивисекции. Председательницей Главного правления общества была Вера Илларионовна Мейендорф, супруга генерал-майора свиты Его Императорского Величества барона Александра Егоровича Мейендорфа. Этот немецкий род получил баронское достоинство в 1679 году от шведского короля Карла XI, а 20 ноября 1865 года Высочайше утвержденным мнением Государственного совета за дворянской фамилией Мейендорф, проживавшей в Российской империи, был признан баронский титул. Будущая баронесса Мейендорф родилась в 1847 году в семье князя Иллариона Илларионовича Васильчикова По семейному преданию, род дворян Васильчиковых происходит от немца Индриса, выехавшего в 1353 году из «цесарской земли», то есть Германии в Чернигов. Таким образом, при желании можно найти немецкие корни даже у такой, казалось бы, исконно русской фамилии. Ещё одним направлением деятельности баронессы было учреждение в Петербурге «Майских Союзов». Это были общества для детей школьного возраста, в которых детям прививались любовь и милосердие к животным и природе вообще. Хлопоты по устроению этих детских обществ начались ещё в 1902 году. Но лишь 20 мая 1906 года градоначальник Петербурга утвердил устав Майского Союза при Главном Правлении общества покровительства животным.
Во славу Отечества бороздили бескрайние просторы морей и океанов российские немцы — путешественники и первооткрыватели. В 1802–1806 годах Адам-Иоганн (Иван Федорович) фон Крузенштерн (1770–1846) совершил кругосветное плавание, а Фабиан (Фаддей Фаддеевич) фон Беллинсгаузен (1779–1852) вместе с М.П. Лазаревым во время русской кругосветной экспедиции в 1819–1821 годах открыл Антарктику. Оба великих исследователя были остзейцами.
Морские офицеры рекрутировались в основном из остзейского дворянства: на кораблях «Надежда» и «Нева», впервые обогнувших земной шар под российским флагом, служили лейтенанты Федор фон Ромберг, Ермолай (Германн) фон Левенштерн, мичманы Фабиан фон Беллинсгаузен и Василий Берх, кадеты Отто и Мориц фон Коцебу.
В освоении Русской Америки принимали участие Г.Х. фон Лангсдорфф, барон Карл Карлович фон Геллесем (фон Хилльсен?), Отто Евстафьевич фон Коцебу (1788–1846) и Федор Петрович Литке (Фридрих Лютке) (1797–1882). Во Второй Камчатской экспедиции, послужившей прологом российской колонизации Аляски, приняли участие российские немцы: гардемарин Иоганн Синдт, капрал Фридрих Плениснер и уроженец Германии Георг-Вильгельм Стеллер (Штеллер) (1709–1746). Впоследствии Федор Христианович Плениснер (так он стал именоваться в России) дослужился до чина полковника и командира Камчатки и Охотска. Будучи ещё начальником Анадырского округа, он отправил в морской «вояж» для новых открытий своего бывшего сослуживца — лейтенанта флота Ивана Борисовича Синта (Синдта), который в 1766 году исследовал акваторию Тихого океана. Евгений Андреевич Беренс командовал военным транспортом «Америка» во время кругосветного плавания (1834–1836) с заходом в Ново-Архангельск (июнь-август 1835 г.) на острове Ситха (Баранова). В 1837 году Беренс перешел на службу в Российско-Американскую компанию (РАК) и на корабле «Николай» совершил второе кругосветное путешествие (1837–1839).
Иркутский генерал-губернатор в 1782–1789 годах Иван Варфоломеевич Якоби (1726–1803) всячески поддерживал известного купца Г.И. Шелихова в его деятельности по освоению Аляски. Его предшественник Адам Иванович Бриль выдвинул проект объединения различных купеческих компаний в единую монопольную организацию в 1772 г. в инструкции командиру Камчатки премьер-майору Магнусу Карловичу фон Бему. Впоследствии этот проект был реализован при создании Российско-Американской компании (РАК). Немало внимания освоению Нового Света уделяли и другие сибирские губернаторы-немцы, особенно Йоханн-Альфред Пиль (Иван Альферьевич Пиль). В 1790–1794 годах он направил императрице Екатерине II несколько рапортов, ходатайствуя перед престолом о содействии компании Г.И. Шелихова — И.И. Голикова. После отставки Пиля не меньшую поддержку наследникам Шелихова в формировании монопольной компании по промыслу и торговле аляскинскими мехами оказал другой иркутский генерал-губернатор — Людвиг (Ларион Тимофеевич) Нагель.
Среди 12 главных правителей Русской Америки трое были немцами-остзейцами: с 1818 года — Людвиг фон Хагемайстер (Леонтий Андреанович Гагемейстер) (1780–1833), с 1830 — Фердинанд-Фридрих-Георг-Людвиг (Фердинанд Петрович) фон Врангель (1796–1870) и с 1850 — Николай Яковлевич Розенберг (1809–1857). Все они были военными моряками, поскольку, начиная с 1818 года обязанность возглавлять колонии была возложена исключительно на офицеров императорского флота. Правда, ещё в 1810 году Главное правление РАК послало на смену первому главному правителю Русской Америки А.А. Баранову его давнего друга — коллежского асессора Ивана Гавриловича Коха. Уроженец Гамбурга, он был принят на русскую службу в 1769 году на должность военного врача. В 1780-х годах Кох перебрался в Сибирь, где одно время был комендантом Охотского порта. Поступив на службу РАК, он отправился в американские колонии, но по дороге туда, на Камчатке, умер в январе 1811 года.
После создания в 1799 году Российско-Американской компании, которая управляла российскими колониями вплоть до их продажи США в 1867 году, количество немцев на её службе начинает заметно расти. Это было обусловлено, по-видимому, бюрократизацией управления колониями, а также началом морских экспедиций в Русскую Америку, в которых самое активное участие принимали немцы. Среди них можно назвать немцев, в 1830-х — 1860-х годах командовавших кораблями РАК, а также служивших на них в качестве помощников капитанов или штурманов. Это отец и сын Бенземаны, Константин Дингильштедт, Иоганн Конради, Карл Офтердингер, Карл Тосби, Адольф Гейн и др. Федор Карлович Верман (автор первой этнолингвистической карты Аляски) и Федор Федорович Коскуль (Карл Александр фон Коскулль), которые были командирами кораблей РАК, неоднократно совершали плавания в различные «отделы» (районы) колоний для снабжения отдаленных факторий компании продовольствием и товарами. В июне 1867 года Коскуль, уже в чине капитана 2-го ранга, был назначен Главным правлением РАК специальным агентом, в обязанность которого вменялся контроль за передачей и распродажей имущества компании после перехода Русской Америки в руки США.
Всего на рубеже XIX-XX веков на государственной и военной службе в России состояло около 35 000 немцев.
А.Б. Семенова, Г.И. Смагина
——— • ———
назад вверх дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки