Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Приложение 5

 

 

1 • 2

Краткие сведения
о подводных лодках и судах обеспечения русского флота,
упомянутых в тексте

«Кефаль». В апреле 1904 г. по проекту «Протектора» американской фирме «Lake Torpedo Boat Co.» были заказаны пять лодок («Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва», «Сиг») с условием постройки в течение пяти месяцев для последующей перевозки на Дальний Восток. Лодки строились в Бриджпорте (штат Коннектикут) по проекту С. Лейка и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где собирались в построенных фирмой временных мастерских. Головная «Кефаль» была готова 22 апреля 1905 г. и первой из четырех отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла в начале августа 1905 г. Первое погружение состоялось 12 октября, а с 14 октября лодка уже выходила в море. К началу Первой мировой войны лодки этого типа, находившиеся во Владивостоке, были сданы в порт. «Сиг» был оставлен в Либаве, [586] где в декабре 1905 г. начал формироваться Учебный отряд подводного плавания. Входил в состав отряда до 1913 г., после чего был исключен из состава флота и сдан в порт. В начале Первой мировой войны, 2 августа 1914 г., «затоплен для закупорки» прохода в Порт Императора Александра III.

Тактико-технические данные: водоизмещение 153/187 т; длина, ширина и осадка соответственно 22, 3,6 и 3,7 м; скорость 8/4 узла; дальность плавания 250/17 миль полным ходом, скорость погружения 7 м., глубина погружения до 30 м; вооружение: три торпедных аппарата (два носовых решетчатых и один кормовой трубчатый).

«Краб». Построен по проекту М.П. Налетова «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. :Николаеве» в 1909–1913 гг. Зачислен в состав флота в класс подводных лодок с присвоением наименования «Краб» 9 августа 1912 г. После многочисленных конструктивных переделок в Николаеве и Севастополе, куда «Краб» перешел в июле 1913 г., Постоянная комиссия по испытаниям судов военного флота под председательством контр-адмирала А.А. Белоголового лишь в июле 1915 г. сочла «возможным признать подводный минный заградитель «Краб» годным к приему в казну». Тем не менее, приказом по флоту и Морскому ведомству в состав действующего флота «Краб» зачислялся с 25 июня 1915 г.

Тактико-технические данные на 1915 г.: водоизмещение 533/736,7 т; длина, ширина и осадка соответственно 52,8, 4,3 и 4 м; глубина погружения 36,6 м (фактическая по испытаниям 1915 г.), время погружения 12 м.; скорость 11,78/7,07 узла; дальность плавания 1236/19,6 мили полным ходом; вооружение: два трубчатых носовых торпедных аппарата, 60 мин заграждения, позже было установлено 37-мм орудие, замененное в марте 1916 г. на 70-мм, и два пулемета.

В июне 1918 г. «Краб» остался в Севастополе. 26 апреля 1919 г. вместе с другими русскими подводными лодками был затоплен англичанами на внешнем рейде Севастополя. Поднят ЭПРОНом в октябре 1935 г., после чего был разобран на металл.

«Крокодил». См. «Аллигатор».

«Лосось». См. «Судак».

«Макрель». См. «Окунь».

«Минога». Первая в русском флоте подводная лодка с двигателями Дизеля. Строилась на Балтийском заводе по проекту и под непосредственным наблюдением И.Г. Бубнова в 1906–1909 гг. Спущена на воду 11 октября 1908 г., в октябре 1909 г. вошла в состав [587] Морских сил Балтийского моря. Накануне Первой мировой войны входила в состав 1-го дивизиона Бригады подводных лодок Балтийского моря, в сформированной в 1915 г. дивизии состояла в 4-м дивизионе. В ноябре 1918 г. была передана красной Астрахано-Каспийской военной флотилии и с 1919 г. находилась на Каспии, входя в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а затем Морских сил Каспийского моря. В ноябре 1925 г. была сдана в т.н. отдел фондового имущества для разборки на металл.

Тактико-технические данные: водоизмещение 123/152 т; длина, ширина, осадка соответственно 32,6, 2,75 и 2,75 м; скорость 11/5 узлов; дальность плавания 900/25 миль, глубина погружения рабочая 30 м, скорость погружения 3,5 м.; вооружение: два трубчатых (носовых) торпедных аппарата и пулемет. Во время Первой мировой войны было установлено 37-мм орудие.

«Морж». Проект подводной лодки 600 т водоизмещением был разработан И.Г. Бубновым в 1909 г. По нему с небольшими изменениями было решено построить три лодки из шести предусмотренных программой усиления Черноморского флота 1911 г. Лодки («Морж», «Нерпа» и «Тюлень») строились Николаевским отделением Балтийского завода и вступили в строй в начале 1915 г. Лодки обладали значительной дальностью плавания, сильным вооружением, имели сравнительно надежные механизмы и системы. Главными их недостатками были: отсутствие водонепроницаемых переборок, длительное время погружения, неудачное расположение решетчатых аппаратов, неудобство управления горизонтальными рулями. Кроме того, вместо заказанных в Германии дизелей с началом войны пришлось установить нештатные дизели меньшей мощности.

В период Первой мировой войны лодки типа «Морж» приняли активное участие в боевых действиях на морских коммуникациях противника, одержав значительное число побед.

«Морж» не вернулся из боевого похода в район Босфора в апреле 1917 г. (командир старший лейтенант А.С. Гадон, 41 человек экипажа). В 1996 г. на территории летней резиденции Российского генерального консульства в Стамбуле в честь подводной лодки «Морж» был установлен памятный знак. Лодка найдена английскими аквалангистами в августе 2000 г. на глубине 90 м в точке с координатами: 41 град. 22,45 мин. с.ш. и 29 град. 15,81 мин. в.д. (см. Алексеев И., Гончаров А., Заблоцкий В. Тайна черноморского «Моржа» // Судоходство, № 4–9, 2001, Одесса). «Тюлень» в 1919 г. вошел в состав белого флота, в 1920 г. ушел в Бизерту, где разделил участь других кораблей Русской эскадры. «Нерпа» (с 1922 г. «Политрук» № 11) числилась в составе РККФ до 1931 г. [588]

Тактико-технические данные: водоизмещение 630/758 т; длина, ширина и осадка соответственно 67,06 4,47 и 3,91 м; скорость 10,8/7,8–9,2 узла; дальность плавания 2500/28 миль полным ходом, глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 3 м.; вооружение торпедное: 4 трубчатых (по два носовых и кормовых) торпедных аппарата, 8 наружных аппаратов Джевецкого-Подгорного, артиллерийское: одно 57-мм и одно 47-мм орудия на «Нерпе» и «Морже», одно 76-мм и одно 57-мм на «Тюлене».

«Окунь». Подводная лодка типа «Касатка» конструкции И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева была спущена на воду 31 августа 1904 г. вместе с однотипной «Макрелью» оставлена на Балтийском заводе из-за отсутствия двигателей, поставка которых задерживалась. Лодки около двух лет простояли у достроечной стенки и были модернизированы. Вместо предусмотренных проектом трёх бензиновых двигателей внутреннего сгорания на них был установлен один дизель завода «Л. Нобель» мощностью 120 л.с., спаренный с динамомашиной, питание с которой подавалось на гребной электродвигатель (в надводном положении таким образом работали все три агрегата). Остойчивость лодок уменьшилась, а надежность энергетической установки оказалась очень низкой. Летом 1909 г. включен в Учебный отряд подводного плавания, а при формировании в ноябре того же года бригады подводных лодок вошел в состав 1-го дивизиона. При организации в 1913 г. Бригады подводных лодок Балтийского моря продолжал входить в состав 1-го дивизиона, а при преобразовании бригады в 1915 г. в Дивизию подводных лодок Балтийского моря был включен в состав 4-го дивизиона. В ноябре 1918 г. «Окунь» и «Макрель» были переданы красной Астрахано-Каспийской военной флотилии и с 1919 г. находились на Каспии, входя в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а затем Морских сил Каспийского моря. В ноябре 1925 г. были сданы в отдел фондового имущества для разборки на металл.

Тактико-технические данные: водоизмещение 140/177 т, длина, ширина и осадка соответственно 33,5, 3,35 и 3,4 м; скорость 8,5/5,5 узла; дальность плавания 700/30 миль, глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 5 м.; вооружение: четыре наружных аппарата Джевецкого.

«Осетр». Бывшая подводная лодка «Протектор» была заложена в 1901 г. на судостроительной верфи фирмы «Lake Torpedo Boat Co.» в Бриждпорте по проекту С. Лейка. Спущена на воду в ноябре 1902 г. и служила рекламным образцом фирмы. В мае 1904 г. [589] официально приобретена у фирмы российским Морским ведомством.

В мае-июне 1904 г. на борту норвежского грузового парохода «Фортуна» перевезена из Бриджпорта в Кронштадт. Зачислена в списки судов русского флота как миноносец «Осетр». В марте-апреле 1905 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток и 12 мая спущена на воду в заливе Петра Великого.

Во время русско-японской войны совершила несколько выходов в море для несения дозора и ведения разведки. В марте 1906 г. переклассифицирована в подводную лодку, продолжала службу в Сибирской флотилии. Из списков судов исключена 5 августа 1913 г., в марте 1914 г. сдана в порт «для усиления бокового заграждения».

«Пескарь». См. «Судак».

«Почтовый». Опытная лодка, построенная по проекту С.К. Джевецкого на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге в 1906 г. на пожертвования служащих Почтового ведомства (отсюда и нехарактерное для подводных лодок название). На «Почтовом» была впервые успешно реализована идея единого двигателя как для надводного, так и для подводного хода. В подводном положении работал один из двух бензиновых двигателей внутреннего сгорания, воздух для работы которого поступал от баллонов (всего 45 шт.), заполняемых в надводном положении компрессорами. Кроме того, имелся пневматический двигатель, который приводил в действие газовый насос, откачивавший отработанные газы бензинового двигателя за борт из полости надстройки через отводные трубы, выведенные под киль лодки. Главными недостатками лодки были чрезмерная сложность управления механизмами, их низкая надежность, а также крайне плохая обитаемость (сильные перепады давления внутри лодки в подводном положении, теснота и сырость).

Зачислена в состав флота как опытная подводная лодка 30 сентября 1908 г. и до 1913 г. состояла в Учебном отряде подводного плавания в Либаве. В 1913 г. была передана Балтийскому заводу для использования её в различных испытаниях. В период Гражданской войны находилась в Кронштадтском порту на стенке. В 1924 г. разобрана на металлолом.

Данные лодки: водоизмещение 134/146 т, длина, ширина и осадка соответственно 36, 3,2 и 2,7 м; скорость хода 11,6/6,16 узла, глубина погружения 21,3 м (70 футов), время погружения 7 м.; дальность плавания 350/28 миль; вооружение: четыре наружных торпедных аппарата Джевецкого. [590]

«Святой Георгий». Строилась в Италии на судостроительном заводе «ФИАТ-Сан-Джорджио» в г. Специя, приобретена Россией в 1916 г. для Флотилии Северного Ледовитого океана. 7 мая 1917 г. на лодке, получившей имя «Святой Георгий», был поднят Андреевский флаг. 13 июня 1917 г. лодка под командой старшего лейтенанта И.И. Ризнича вышла из Специи и 9 сентября того же года, совершив героический переход вокруг Европы, прибыла в Архангельск. В марте 1920 г. оставлена при эвакуации белой Северной армии из Архангельска, в апреле того же года включена в состав Морских сил Северного моря, в мае переименована в «Коммунар». С июля 1921 г. находилась на хранении в порту, в июне 1924 г. передана ЭПРОНу для использования в качестве понтона.

Тактико-технические данные: водоизмещение 260/313 т; длина, ширина и осадка соответственно 45,1, 4,2 и 3 м; скорость 13,4/9,5 узла; глубина погружения рабочая 45 м; скорость погружения 2 м.; дальность плавания 700/21 миля полным ходом; вооружение: два трубчатых (носовых) торпедных аппарата, 47-мм орудие.

«Сиг». См. «Кефаль».

«Стерлядь». См. «Судак».

«Судак». Заказ на постройку шести подводных лодок по проекту Холланда («Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак» и «Щука») был выдан Невскому судостроительному и механическому заводу в Санкт-Петербурге ровно через два месяца после начала русско-японской войны, 26 марта 1904 г. Кроме того, в июне 1904 г. Морским ведомством была приобретена у фирмы Холланда головная подводная лодка этого типа «Фултон», получившая в русском флоте название «Сом». Лодки этого типа строились серийно в нескольких странах. Кроме «Сома», до окончания войны в строй удалось ввести и отправить во Владивосток только «Щуку». После достройки в 1907 г. подводные лодки «Судак» и «Лосось» направили на Черное море, где они стали ядром Отдельного дивизиона подводных лодок. Оставшиеся на Балтийском море «Белуга», «Пескарь» и «Стерлядь» входили в состав Учебного отряда подводного плавания. В январе 1915 г. «Сом» и «Щука» были отправлены по железной дороге сначала в Севастополь, а в августе 1915 г. на Балтийское море. В мае 1916 г. «Сом» погиб в боевом походе. «Белуга», «Стерлядь», «Пескарь» и «Щука» зимой 1917/18 г. находились в ремонте в Ревеле, в феврале 1918 г. захвачены германскими войсками и отправлены в Германию для разборки на металл. В апреле 1919 г. «Судак» и «Лосось» [591] были затоплены англичанами на внешнем рейде Севастополя. Подняты ЭПРОНом летом 1932 г. и сданы на металлолом.

Технические данные: водоизмещение 105/125 т, длина, ширина и осадка соответственно 20, 3,5 и 2,9 м; скорость хода 9,5–10/6,5 узла; глубина погружения до 30 м, дальность плавания 500/30 миль; вооружение: один носовой трубчатый торпедный аппарат.

«Форель». Построенная в 1903 г. по проекту Р. Эквиллея лодка имела водоизмещение 17/18 т, длину 12,5 м и ширину корпуса 1,65 м; высота с рубкой составляла 2,4 м Глубина погружения достигала 30 м. На лодке был установлен электродвигатель мощностью 60 л.с. как для подводного, так и надводного хода. Дальность плавания составляла 20 миль, скорость надводного хода — до 4,5 узла. Вооружена лодка была двумя съемными трубчатыми торпедными аппаратами.

В мае 1904 г. перевезена по железной дороге из Киля в Санкт-Петербург как строго секретный груз под названием «передвижной предохранительный буй». 24 мая лодка с экипажем четыре человека под командой лейтенанта барона Т.Л. фон-дер Рааб-Тилена перешла в Кронштадт. 21 августа 1904 г. была зачислена в состав флота под названием «Форель», а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток. 17 мая 1910 г. затонула в Японском море в районе бухты Новик, идя на буксире подводной лодки «Плотва», тогда же была поднята и ввиду полной непригодности для боевых целей исключена из списков флота.

«Хабаровск». Бывший товаропассажирский пароход Добровольного флота, построенный в 1895 г. в Англии. Куплен Морским ведомством в 1902 г. и зачислен в состав флота в качестве транспорта. В 1905–1909 гг. относился к классу учебных судов.

Технические данные: водоизмещение 2760 т, длина, ширина и осадка соответственно 76,2, 11,0 и 4,4 м; скорость 9,8 узла, дальность плавания 1500 миль; вооружение: две 75-мм пушки, два 47-мм орудия и два пулемета.

«Челим». Лодка лейтенанта А.С. Боткина была достроена в 1904–1905 гг. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В её строительстве принимал участие французский инженер-кораблестроитель Боше. Лодка имела «особые приспособления для ныряния», глубина её погружения регулировалась двумя балластными отсеками вместимостью одна тонна каждый. Водоизмещение с балластом составляло 14 т, длина — 8,7 м и диаметр корпуса — 1,9 м. На лодке был установлен «керосиномотор» [592] (двигатель внутреннего сгорания системы Кертинга) мощностью 14 л.с. Скорость хода в зависимости от глубины погружения 4–7 узлов. Вооружение — два наружных решетчатых аппарата для стрельбы самодвижущимися минами Шварцкопфа с кормы «назад».

В августе 1905 г. лодка совершила переход в Кронштадт, где произвела пробную стрельбу. Сразу после этого по настоянию А.С. Боткина она была отправлена по железной дороге во Владивосток, где производилась её опытная эксплуатация. Боевая ценность лодки А.С. Боткина была признана незначительной, в состав флота она не включалась и официального имени не имела. Её неофициальным «авторским» названием, которое сохранилось в истории подводного кораблестроения, было «Челим» — по названию т.н. водяного ореха, растущего на поверхности, но способного погружаться в воду. Использовалась во Владивостоке для доставки грузов в близлежащие бухты. В конце 1905 г. мотор с лодки был снят и установлен на портовом катере, а сама лодка — разобрана.

Использованная литература

Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963.

Подводное кораблестроение в России 1900–1917: Сборник документов. Л., 1965.

Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917–1927): Справочник (руководитель авторского коллектива С.С. Бережной). М., 1981.

Залесский Н.А. «Краб» — первый в мире подводный заградитель. Л., 1988.

Аллилуев А.А. Подводные лодки «Кета» и «Форель». Судостроение, № 4, 1990, Л.

Русские подводные лодки. История создания и использования 1834–1923. Т. I, ч. 1,2. Спб.,1994.

Бережной С.С. Корабли Отечества. Вып. I. Подводные лодки. Часть I (1903–1917). Харьков, 1996.

Аллилуев А.А. Подводные лодки в Порт-Артуре. СПб., 1997.

Бережной С.С. Подводные лодки и крейсера: Справочник. 1999 (рукопись, хранящаяся в фондах Научно-исследовательской исторической группы ВМФ).

Андриенко В.Г. Подводная лодка «Святой Георгий». Судостроение, № 8, 1991. [593]

Грибовский В.Ю. Подводные лодки типа «Морж». Судостроение, № 2, 1991.

Грибовский В.Ю. Подводные лодки типа «Барс». Судостроение, № 4, 1991.

История отечественного судостроения (под ред. И.П. Спасского). СПб., 1996. т. 2, гл. 21; т. 3, гл. 6, 11, 17.

Рассол И.Р. Подводная лодка «Дельфин». СПб., 2000.

Рассол И.Р. «Почтовый» — подводная лодка с единым двигателем. Гангут, № 27/2001.

Санкт-Петербург — родина подводного кораблестроения России: Сб. исторических материалов. ЦКБ МТ «Рубин». СПб., 2003. [594]

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.