В первых числах октября 1905 года «Сиг» получил приказание немедленно возвращаться в Либаву. Убедившись в мореходности подводной лодки, Морское министерство предписало обратный поход, не смущаясь поздним временем года, когда один шторм сменяется другим.
Как это ни было печально для личного состава, надеявшегося перезимовать в Кронштадте и Петербурге и уже предвкушавшего прелести столичной жизни, пришлось готовиться к новому, более суровому испытанию.
Утром на второй день всеобщей железнодорожной, почтовой и телеграфной забастовки «Сиг» в сопровождении транспорта «Красная горка» вышел в Бьорке, где переночевал, и двинулся дальше.
Стояли тихие, короткие дни. Припудренные снегом пустынные острова изменили свои очертания, приняв совершенно заброшенный, дикий вид.
На свинцовой, тяжелой поверхности моря резко вырисовывались бесконечные вехи. Движения в шхерах не было. Все будто вымерло, притаилось, ждало чего-то. Финляндия глухо волновалась
Подходя к Грохару, командир подводной лодки лейтенант А.О. Гадд приказал передать на «Красную горку»: «Идите в пролив Густав-Сверт и не позволяйте никому в него входить. Мы здесь погрузимся и войдем на рейд под водой».
— Пойдем под водой до военной гавани, — сказал он.
«Красная горка» дала ход и пошла вперед. Крейсер «Азия», только что вернувшийся из Ботнического залива, где ему удалось задержать два судна с оружием для революционеров, стоял против Скаттудена. Вечерело. Сигнальщики мирно слонялись по мостику, следя за окружающим.
Вдруг один из них заметил что-то в высшей степени странное и непонятное. С моря шел по воде большой Андреевский флаг. Матрос протер глаза.
— Смотрите, ребята! Флаг по воде идет!
Предприятие являлось довольно смелым, так как Густав-Свертский [55] пролив, представлявший тогда узкую щель{3} с крутым поворотом перед выходом на внешний рейд Гельсингфорса, требовал большого внимания от командиров, а тем более искусства со стороны командира подводной лодки (не забудем, что «Сиг» всего лишь третий месяц был в строю)
— Накачивать надстройку!
Лишнее убрали вниз, наверху осталась мачта с флагом, и лишь только транспорт скрылся между скалами, «Сиг» направился в узкий проход.
Тихо все на подводной лодке. Ярко горит электричество, все стоят на своих местах, и только однообразное жужжание электромоторов говорит, что лодка куда-то идет.
Командир, не отрываясь, смотрит в перископ. Отполированный волнами темный гранит навис над самой лодкой. Старый каменный форт смотрится в воду пустыми амбразурами. Несколько рыболовов, побросав свои удочки, возбужденно машут руками, показывая друг другу на воду.
— Десять градусов право
Так держать!
— Еще немного право
Лево
Больше лево!
Делаем последний поворот, уже видна «Красная горка»
Входим на рейд
Уже на рейде
— Вашескородие! Вашескородие! Так что Андреевский флаг по воде идет, только это не может быть, — доложил обескураженный сигнальщик вахтенному начальнику.
— Что за ерунда!
— Так точно, Вашескородие! Только это не может быть!
— Где?
— А вот позади кормы!
Офицер взял бинокль и сейчас же догадался, в чем дело.
— Подводная лодка идет
В этот момент «Сиг» застопорил машины и начал всплывать на поверхность. Откачав принятую для погружения воду, он направился к «Красной горке» и стал рядом с нею. [56]
Примечания:
В авторском оглавлении стоит под № 11. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 79, май 1935, где рассказ был опубликован как часть цикла под общим названием «Подводники».
Густав-Сверт (Густавсвердзунд) — пролив, выводящий на главный фарватер Южной гавани Гельсингфорса.
С. 54. Скаттуден (Скатудден) — полуостров, ограничивающий Южную гавань Гельсингфорса с северо-востока (финское название Катаянокка).
С. 54. Гадд Александр Оттович (1875–1960). Окончил Морской корпус (1895), Водолазную школу (1902) и Минный офицерский [474] класс (1904); офицер подводного плавания (1907). Командир подводных лодок «Осетр» (1904), «Сиг» (1905–1907), «Макрель» (1907), «Крокодил» (1907–1908), «Кайман» (1908–1910). Исполнял обязанности начальника 2-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря (1910), начальник дивизиона подводных лодок Черного моря (1910–1912). Позже командовал канонерскими лодками «Донец», «Кубанец», эскадренным миноносцем «Дерзкий» и крейсером «Память Меркурия». Капитан 1 ранга за отличие в делах против неприятеля (30.07.1915). Георгиевское оружие (1916).
Во время Гражданской войны находился в белом Черноморском флоте. В эмиграции в Константинополе, Варне, Париже. Член парижской кают-компании (1924–1930), контр-адмирал по корпусу Императорских армии и флота (14.01.1930). Последние годы жил в Гельсингфорсе, где скончался 26 декабря 1960 г.
——— • ———
назад вверх дальше
Содержание
Книги, документы и статьи