Rambler's Top100

В.А. Меркушов
Записки подводника 1905–1915

——— • ———

Подводники

——— • ———

Под водой через Густав-Сверт

В первых числах октября 1905 года «Сиг» получил приказание немедленно возвращаться в Либаву. Убедившись в мореходности подводной лодки, Морское министерство предписало обратный поход, не смущаясь поздним временем года, когда один шторм сменяется другим.

Как это ни было печально для личного состава, надеявшегося перезимовать в Кронштадте и Петербурге и уже предвкушавшего прелести столичной жизни, пришлось готовиться к новому, более суровому испытанию.

Утром на второй день всеобщей железнодорожной, почтовой и телеграфной забастовки «Сиг» в сопровождении транспорта «Красная горка» вышел в Бьорке, где переночевал, и двинулся дальше.

Стояли тихие, короткие дни. Припудренные снегом пустынные острова изменили свои очертания, приняв совершенно заброшенный, дикий вид.

На свинцовой, тяжелой поверхности моря резко вырисовывались бесконечные вехи. Движения в шхерах не было. Все будто вымерло, притаилось, ждало чего-то. Финляндия глухо волновалась…

Подходя к Грохару, командир подводной лодки лейтенант А.О. Гадд приказал передать на «Красную горку»: «Идите в пролив Густав-Сверт и не позволяйте никому в него входить. Мы здесь погрузимся и войдем на рейд под водой».

— Пойдем под водой до военной гавани, — сказал он.

«Красная горка» дала ход и пошла вперед. Крейсер «Азия», только что вернувшийся из Ботнического залива, где ему удалось задержать два судна с оружием для революционеров, стоял против Скаттудена. Вечерело. Сигнальщики мирно слонялись по мостику, следя за окружающим.

Вдруг один из них заметил что-то в высшей степени странное и непонятное. С моря шел по воде большой Андреевский флаг. Матрос протер глаза.

— Смотрите, ребята! Флаг по воде идет!

Предприятие являлось довольно смелым, так как Густав-Свертский [55] пролив, представлявший тогда узкую щель{3} с крутым поворотом перед выходом на внешний рейд Гельсингфорса, требовал большого внимания от командиров, а тем более искусства со стороны командира подводной лодки (не забудем, что «Сиг» всего лишь третий месяц был в строю)

— Накачивать надстройку!

Лишнее убрали вниз, наверху осталась мачта с флагом, и лишь только транспорт скрылся между скалами, «Сиг» направился в узкий проход.

Тихо все на подводной лодке. Ярко горит электричество, все стоят на своих местах, и только однообразное жужжание электромоторов говорит, что лодка куда-то идет.

Командир, не отрываясь, смотрит в перископ. Отполированный волнами темный гранит навис над самой лодкой. Старый каменный форт смотрится в воду пустыми амбразурами. Несколько рыболовов, побросав свои удочки, возбужденно машут руками, показывая друг другу на воду.

— Десять градусов право… Так держать!

— Еще немного право… Лево… Больше лево!

Делаем последний поворот, уже видна «Красная горка»… Входим на рейд… Уже на рейде…

— Вашескородие! Вашескородие! Так что Андреевский флаг по воде идет, только это не может быть, — доложил обескураженный сигнальщик вахтенному начальнику.

— Что за ерунда!

— Так точно, Вашескородие! Только это не может быть!

— Где?

— А вот позади кормы!

Офицер взял бинокль и сейчас же догадался, в чем дело.

— Подводная лодка идет…

В этот момент «Сиг» застопорил машины и начал всплывать на поверхность. Откачав принятую для погружения воду, он направился к «Красной горке» и стал рядом с нею. [56]

Примечания:

В авторском оглавлении стоит под № 11. Печатается по тексту парижской газеты «Русский инвалид», № 79, май 1935, где рассказ был опубликован как часть цикла под общим названием «Подводники».

Густав-Сверт (Густавсвердзунд) — пролив, выводящий на главный фарватер Южной гавани Гельсингфорса.

С. 54. Скаттуден (Скатудден) — полуостров, ограничивающий Южную гавань Гельсингфорса с северо-востока (финское название Катаянокка).

С. 54. Гадд Александр Оттович (1875–1960). Окончил Морской корпус (1895), Водолазную школу (1902) и Минный офицерский [474] класс (1904); офицер подводного плавания (1907). Командир подводных лодок «Осетр» (1904), «Сиг» (1905–1907), «Макрель» (1907), «Крокодил» (1907–1908), «Кайман» (1908–1910). Исполнял обязанности начальника 2-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря (1910), начальник дивизиона подводных лодок Черного моря (1910–1912). Позже командовал канонерскими лодками «Донец», «Кубанец», эскадренным миноносцем «Дерзкий» и крейсером «Память Меркурия». Капитан 1 ранга за отличие в делах против неприятеля (30.07.1915). Георгиевское оружие (1916).

Во время Гражданской войны находился в белом Черноморском флоте. В эмиграции в Константинополе, Варне, Париже. Член парижской кают-компании (1924–1930), контр-адмирал по корпусу Императорских армии и флота (14.01.1930). Последние годы жил в Гельсингфорсе, где скончался 26 декабря 1960 г.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Содержание
Книги, документы и статьи

—————————————————— • ——————————————————
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.